Алексей Николаевич Куропаткин — человек интересный. Герой Среднеазиатских походов Российской империи, начальник Закаспийской области (много сделавший для её развития), военный министр (стремившийся улучшить быт солдат и офицеров).
Увы, но чаще фамилия Куропаткина всплывает в связи с неудачной для России войной с Японской империей (1904 — 1905 гг.). Мол, бездарный главком и всё такое.
Однако, А.Н. Куропаткин как раз являлся тем человеком, который был против войны с Японией. Напомним, что сей конфликт стал следствием противостояния России и Японии в дальневосточном регионе. Свою лепту внес Александр Михайлович Безобразов.
Данный деятель считал, что Российская империя не должна выводить войска из Манчжурии и, более того, пресекать попытки Японии поставить под контроль Корею (в том числе — созданием «военно-коммерческих предприятий»). А.М. Безобразова (и его друзей) поддерживал лично царь Николай II, но против были многие важные чиновники империи.
В 1903 году А.Н. Куропаткин посетил Японию, составив довольно яркие дневники: о японской армии, о дальневосточной политике и о возможном дальнейшем развитии событий.
Как не трудно догадаться, военный министр А.Н. Куропаткин изначально не поддерживал «дальневосточную политику» Безобразова, Николая II и компании. Во-первых, он считал, что претензии на всю Манчжурию или Корею «не стоят свеч».
Прежде всего, надо укреплять Приамурье, отстоять северную часть Манчжурии (там железная дорога). Проблема в том, что ранее Россия так и не затребовала официально территории Манчжурии у Китая, обязавшись вывести войска. А теперь Николай II медлит с этим выводом и требует «не допустить проникновения в Манчжурию иностранного влияния». Вот как это понимать? Куропаткин был сбит с толку.
«Безобразов всё старается об организации эксплуатации богатств Манчжурии. Но стоит ли это дело ставить для России превыше всего? Наша Россия, Кавказ, Сибирь еще полны огромными естественными богатствами, и все это лежит пока без движения за недостатком знания, энергии и капитала.
Мы недостаточно культурны, чтобы воспользоваться богатствами, лежащими у нас под носом, а нас призывают отвоевывать у иностранцев богатства в Манчжурии. Кому это нужно? России? Совсем нет...
Кому же тогда пойдут на пользу эти предприятия? Небольшой кучке людей, которые будут основывать предприятия или на казенные, или на иностранные деньги. Работать будут иностранцы. Некоторые предприятия окажутся дутыми. Разорят многих людей...» (с) А.Н. Куропаткин. Японские дневники.
Во-вторых, Куропаткин считал, что основная угроза для России исходит от Германской империи, скоро в Европе будет «большая война», надо готовиться к ней. Ввязавшись же в «дальневосточную авантюру» Российская империя может показать всему свету собственную слабость, международный престиж царской власти непременно пострадает.
Более того, японцы, как выяснил Куропаткин, настроены решительно и будут воевать до конца. Алексей Николаевич вспомнил, сколько «сюрпризов» в своё время получила Россия от османов, в период Русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. Японская армия в глазах российского военного министра имела свои слабости (конница, например), но, в целом, вполне соответствовала тогдашним современным стандартам. Япония имела своё военное производство и собственные офицерские учебные заведения.
Куропаткин отметил мощный военно-морской флот Японии и тот факт, что японцы, скорее всего, смогут мобилизовать до 450 000 солдат. А это очень много, учитывая, что войск у России на Дальнем Востоке сильно меньше. Более того, Алексей Николаевич опасался и такой ситуации: Россия возьмет всю Манчжурию, но окажется между враждебными Японией и Китаем (которых будут поддерживать британцы, американцы и, в перспективе, даже немцы). Даже если русские войска одержат победу, она станет очень дорогой и приведёт к конфликтам в дальнейшем.
«Первая война с Япониею, какие бы таковая не имела результаты, не будет последнею: напротив, эта война откроет целую серию войн России с Япониею и, прибавим, с Китаем. В результате нам придется сразиться с миллионною армиею японцев и китайцев и при атаке нас одновременно и на западе потерять Сибирь до Байкала...» (с) А.Н. Куропаткин. Японские дневники.
Скажете, звучит упаднически? Но ведь и в годы Великой Отечественной войны СССР всеми силами стремился сохранить нейтралитет с враждебной Японией. А уж если вспомнить японскую интервенцию в рамках Гражданской войны... Кстати, Куропаткин считал, что японские амбиции рано или поздно приведут к войне самураев с США и Великобританией. Вот, вот этого и надо было дожидаться, полагал военачальник.
А вышло так, что мнение военного министра не особо учитывали в Российской империи начала двадцатого века) Кроме того, сильно недооценивали японцев те, кто армию «Страны восходящего солнца» в глаза не видел. В итоге и получили «маленькую победоносную» при сложном положении внутри страны (о чём тоже Куропаткин упоминал).
Да, при этом нельзя назвать Куропаткина «гением войны», полководцем-победителем. Многие отмечали его нерешительность и стремление руководить даже малыми формированиями. Тем не менее, на своем месте военного губернатора или даже министра Куропаткин был вполне неплох. В 1904 году он, отчасти, стал заложником чуждой ему войны.
К которой толком и не готовились. Более того, Алексей Николаевич оказался прозорливее высшего руководства Российской империи.
Не зря он потом, в период Первой мировой, командовал армией и разбирался с восстанием в Туркестане. Родину любил — при большевиках был заведующим библиотекой и преподавателем в сельской школе, хотя мог спокойно уехать во Францию. В заключение:
«Мы, вероятно, слишком строго осуждаем Куропаткина как стратега, забывая о гнилом политическом базисе, на котором ему приходилось руководить войной...» (с) А.А. Свечин. Стратегия.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.