Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
Каждый будущий выпускник приходит в профессию с собственным уникальным "рентгеновским взглядом" на мир, определяемым эмоционально-личностными, социально-психологическими и ситуативными факторами.
При таком подходе необходимо определить характер личностных особенностей, необходимых для того, чтобы сделать осознанный выбор профессии и организовать профессиональную деятельность, и определить типичные ошибки, которые возникают в связи с этим выбором.
В результате правильного профессионального отбора, соответствующий "рентгеноструктурный образец" сотрудника - его типичный образ профессиональной деятельности становится наиболее востребованным в профессиональной среде (может быть, в том числе и потому, что этот опыт наиболее очевиден для окружающих).
В результате уже сложившаяся деятельность востребована не только в рамках профессии, но и на рынке труда; новые личностные, эмоционально-психологические качества могут быть востребованы уже в «новой» профессии. Возможен и другой вариант: деятельность востребованы не только на рынке, но при этом она не теряет своей актуальности и для профессии в целом. В таких случаях уже сложившуюся профессиональную деятельность целесообразно продвигать как ценность и как следствие - как средство самореализации (в том числе для самого сотрудника).
В целом такие процедуры могут быть эффективны как для самого выпускника, так его ближайшего окружения, а также и для профессионального сообщества.
Однако, как показывает опыт, любые попытки усовершенствовать процедуру «рентгеноскопического» самоопределении приводят к большей специализации, своеобразному «туннельному» мышлению. Для решения этой проблемы в рамках данной статьи выделяются следующие варианты:
- - создание «скелетного» образа профессии, - составление профессиональных программ, - создание «карты» «профессиональных препятствий» и т.д.;
- - использование не только ясных и определенных, но еще и остро чувствующих новых ориентиров и обозначений, - эффективное использование профессиональных технологий, - использование психологической картографии профессиональной деятельности.