Найти тему
Лахта Центр

Поезд всегда идёт вперёд

В августе в нашей стране отмечают День железнодорожника – профессиональный праздник всех работников железных дорог. За год они перевозят около 1,2 млрд пассажиров и более 1,28 млрд тонн разных грузов.

Фото @ulan3
Фото @ulan3

Сегодня из точки А в точку Б можно «долететь» на высокоскоростном поезде!

Некоторые маглевы и синкансэны могут разогнаться до 430 км/ч. В недалеком будущем нас ждут мгновенные поездки на туннельном вакуумном поезде Hyperloop со скоростью 1200 км/ч.

А ведь были времена, когда обычный поезд, двигавшийся со скоростью 64 км/ч, вызывал удивление и восхищение.

Сначала поезда были на конной тяге

Первые железные дороги в мире предназначались не для пассажиров. Они с 1603 года возили уголь и руду на рудниках Англии, позже на Алтае, в Петрозаводске и в Санкт-Петербурге, на Александровском чугунолитейном заводе. Дорога напоминала «чугунный колесопровод» с вагонетками, которые тащили лошади, иногда даже по деревянным рельсам.

Пассажиры поехали по железной дороге впервые в Англии, в 1801 году. А в России первыми пассажирами в 1837 году стали петербуржцы.

Царскосельская железная дорога, первая в России, была проложена от Петербурга до Павловска – 27 км. Кстати, вагоны первые полгода были на конной тяге, а потом в Англии купили паровоз. Поезд шел 42 минуты со скоростью 32 км/час. В составе было 8 вагонов четырех классов. Стоимость проезда – от 2,5 рублей до 40 копеек, в зависимости от класса вагона.

Воксал – это весело!

Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837
Царскосельская железная дорога. Раскрашенная литография. 1837

На конечной станции Павловск специально построили «воксал». И прежде всего это было увеселительное заведение с проходом на железнодорожную платформу к поезду.

Устроили даже архитектурный конкурс на проект «воксала с гостиницей для пристанища и удовольствия публики». На первом месте была возможность получить «приятный отдых и разумные развлечения на лоне природы Павловского парка», в том числе предусматривались обеды, балы, танцы, концерты, маскарады, зимние сады, сад с фонтанами и эстрадой для оркестра. В двух флигелях было по 40 гостиничных комнат для приезжающих и по 12 комнат для хозяина гостиницы с прислугой.

О влиянии железной дороги на яйценоскость в птицеводстве

Иллюстрация Ольга Громова, book.foma.ru
Иллюстрация Ольга Громова, book.foma.ru

К появлению «огнедышащего монстра на колесах» отношение было негативное. У Островского в «Грозе» Феклуша называет поезд «огненным змием». Говорили, что поезд вызывает «сотрясение мозга». Паровоз, который «шипит и плюётся паром», отравит воздух и погубит птиц. Чугунные рельсы помешают коровам пастись. Куры в домах возле дороги перестанут нести яйца, а искры пламени из паровозных труб вызовут пожар в деревнях.

Газеты тех лет писали: «Русские вьюги не потерпят иноземных хитростей: занесут, матушки, снегом колеи, в шутку, пожалуй, заморозят и пары. Да и где взять такую тьму дров, чтобы вечно не угасал огонь под ходунами-самоварами? Али тратить ещё деньги на покупку заморского угля для того, чтобы отнять насущный хлеб у православных? Стыдно и грешно!»

Дорого, но надо

Николаевская железная дорога
Николаевская железная дорога

Знаменитый русский поэт Александр Сергеевич Пушкин признавал железные дороги «великим изобретением, которому принадлежит будущее». Но поэт видел опасность железной дороги в другом: «Занесут её снегом вьюги да метели. А кто будет снег расчищать? Простой мужик! И это станет одной из самых тягчайших повинностей для народа».

Граф Евгений Канкрин, министр финансов России, был против строительства: «Очень дорогая затея! Россия веками обходилась конным гужевым транспортом. И ещё лет триста-пятьсот обойдётся. Железная дорога не составляет предмета естественной необходимости, а только искусственную надобность и роскошь, она усилит наклонность к ненужному передвижению с места на место, выманивая при том излишние со стороны публики издержки».

-5

Министр финансов был прав в том, что строительство железной дороги – дорогое дело. Например, на Николаевскую дорогу между Петербургом и Москвой потратили 67 миллионов рублей (годовой бюджет страны - 187 миллионов). На первой двухпутной казённой железной дороге в Российской империи за десять лет построили две колеи по 645 км, 2 больших вокзала, 34 станции, 190 мостов, 19 путепроводов.

Построили всё качественно. После модернизации Октябрьская (бывшая Николаевская) железная дорога стала первой высокоскоростной железнодорожной магистралью в России, где поезда набирают скорость более 200 км/ч.

«Новая Лахта»

Фото by @alexeyushakov
Фото by @alexeyushakov

Скоро в Петербурге появится новая железнодорожная станция - «Новая Лахта».

Проект новой станции возле «Лахта Центра»
Проект новой станции возле «Лахта Центра»

Это будет большой современный транспортно-пересадочный узел напротив высотного комплекса «Лахта Центр», между Шуваловским проспектом и Приморским шоссе. Здесь объединятся электрички Сестрорецкого направления, метро «Лахта» (пока планируемая), трамваи, пешеходы и велосипедисты.

Под землей – 240-метровый пешеходный тоннель к самому высокому зданию Европы и автомобильная развязка Шуваловского и Приморского проспектов и Новой улицы.

Архитектура нового транспортного хаба будет выполнена в стиле хай-тек. Длина футуристического навеса над железнодорожной платформой - 264 метра.

Первых пассажиров транспортно-пересадочный узел будет готов принять к 2030 году.

-8