Статья из Bloomberg News
Китайские частные образовательные компании в течение многих лет были любимцами инвесторов от Нью-Йорка до Шанхая, создавая индустрию стоимостью 100 миллиардов долларов, обещая создать крупнейшую в мире и, возможно, самую конкурентоспособную систему школьного образования. Затем они подверглисьь масштабным усилиям китайского правительства по обузданию технологических гигантов страны: в июле после нескольких месяцев громкой критики, угрожающей положить конец чрезмерному росту, было объявлено о мерах регулирования. Возвышение отрасли - и ее будущее - зависят от двух самых мощных и вызывающих беспокойство сил в Китае сегодня: стремления к богатству и статусу и непреходящей одержимости Коммунистической партии поддержанием общественного порядка.
1. Как репетиторство стало таким популярным?
Во всем виноват Гаокао: национальный тест при поступлении в вуз, проводимый в июне, который решает, в какие университеты можно поступить, и тем самым определяет судьбы миллионов. Считается, что это средство выравнивания игрового поля для тех, кто стремится продвинуться по социальной лестнице. Только 1,9% из почти 11 миллионов студентов, прошедших обучение в Гаокао в 2020 году, поступили в такие престижные учебные заведения, как университеты Пекина, Фудань или Цинхуа. Подготовка начинается за много лет до этого, в некоторых случаях еще в дошкольном возрасте, поскольку родители стараются дать своим детям все возможные преимущества. По иронии судьбы, годы уговоров правительства уменьшить бремя домашних заданий, возможно, заставили обеспокоенных родителей обратиться в частные компании. Расцвело внеклассное обучение, которое дополнялось онлайн-классами, которые, в свою очередь, резко выросли во время пандемии Covid-19. По данным Macquarie Research, в 2023 году рынок частного репетиторства в Китае увеличится почти вдвое до 1,17 триллиона юаней (183 миллиарда долларов) с 619,1 миллиарда юаней в 2019 году.
2. Что говорят регуляторы?
Некоторые репетиторские фирмы использовали родительскую паранойю. Открытый маркетинг - иногда с ложной рекламой и вводящими в заблуждение кампаниями - направил миллионы детей в отупляющие виртуальные классы с неопределенными преимуществами. По мере того, как количество учеников резко увеличивалось, венчурные инвесторы, которые не хотели упускать шанс, присоединились к Alibaba Group Holding Ltd., Tencent Holdings Ltd. и SoftBank Group Corp., выделив более 10 миллиардов долларов финансирования только в прошлом году. Это изобилие встревожило регулирующие органы, которые стали опасаться, что обучающие фирмы, опирающиеся на крупный капитал, будут только расти и усугублять проблемы. Президент Си Цзиньпин раскритиковал «беспорядочное развитие» отрасли на встрече в мае, усилив давление со стороны агентств, в том числе влиятельного министерства образования.
3. Какая возникает картина в целом?
Официальные лица также обеспокоены дестабилизирующим воздействием сотен миллионов родителей, вкладывающих свои сбережения в онлайн-классы, в то же время подвергая детей все более обременительной работе. Как и в случае с прошлыми бумами, основанными на шаткой почве - скажем, в сфере взаимного кредитования, онлайн-покупок или неправильно лицензированных продуктов для управления капиталом - Пекин вмешался, чтобы обезвредить то, что он считал потенциальной бомбой замедленного действия, которая угрожала нарушить порядок, таким образом партия захватила власть. Кроме того, многие ссылаются на стоимость и конкуренцию за более качественные образовательные ресурсы как на одну из причин снижения рождаемости в Китае. Китай предложил налоговые льготы, включая списание налогов на плату за образование, в 2019 году для продвижения своей новой политики в отношении двух детей, но это не помогло. Теперь он хочет, чтобы люди считали, что у них может быть до трех. Реформа системы образования может показаться хорошим началом.
4. Что сделало правительство?
Заявив, что отрасль была «серьезно захвачена капиталом», регуляторы 24 июля опубликовали новые правила, в которых были пункты:
- Требовать, чтобы частные компании, которые преподают обязательные школьные предметы, стали некоммерческими.
- Запретить им выходить на биржу или привлекать иностранный капитал.
- Запретить все дополнительные занятия, связанные с основной школьной программой, во время каникул и выходных - наиболее удобных часов для таких компаний.
- Запретить прямые приобретения.
- Запрещено иностранным фирмам приобретать или владеть акциями учебных заведений по школьной программе или использовать для этого VIE (компании с переменной долей участия).
- Те, кто уже нарушил, должны исправить ситуацию
- Запретить онлайн-репетиторство и обучение по школьной программе для детей до 6 лет.
- Запретить преподавание по иностранным учебным программам или нанимать иностранцев за пределами Китая для преподавания.
За этим последовало множество ограничений, включая ограничения на оплату, которую могут взимать фирмы, и временные ограничения на внеклассные программы. Регулирующие органы оштрафовали два крупнейших стартапа за ложную рекламу: Zuoyebang, поддерживаемый Alibaba, и Yuanfudao, поддерживаемый Tencent. С другой стороны, поощряются услуги репетиторства, ориентированные на развитие интересов, инноваций и практических способностей - скажем, уроки игры на фортепиано.
5. Какое это может иметь влияние?
Все крупные образовательные компании заявили, что будут соблюдать новые правила, в том числе в отношении иностранных инвестиций. Глобальные инвесторы, такие как Tiger Global Management и Temasek Holdings Pte, вложившие в отрасль миллиарды, находятся в шатком положении. Планы нескольких мега-IPO уже были приостановлены, в том числе VIPKid при поддержке Tencent и Huohua Siwei. Акции зарегистрированных на бирже репетиторских фирм, в том числе лидеров индустрии New Oriental Education & Technology Group Inc., TAL Education Group и GSX Techedu Inc., уже заявили в мае, что закрывают свой бизнес дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 8 лет и сокращают сотрудников.