Найти в Дзене

Как подготовиться к итоговому сочинению?

Обычно 1 сентября ФИПИ объявляет список направлений, которые будут представлены на итоговом сочинении. Потом уже учителя и репетиторы придумывают и подбирают к каждому направлению возможные темы. Естественно, они все близки к экзаменационным, но точные темы ( их будет 5 по 1 из каждого направления) не знает никто. Они будут опубликованы на сайте Сочинение 11.рф за 15 минут до экзамена. Что же можно и нужно предпринять, чтобы подготовиться к сочинению?

Сначала необходимо ознакомиться с требованиями ФИПИ, предъявляемыми к работам.

Основные требования:

1) объём сочинения (от 250 до 350 слов);

2) самостоятельность написания работы ( она не может быть списана из каких-либо источников и должна быть оригинальной. Цитаты не должны превышать объём самостоятельной части работы).

Кроме того, сочинение должно отвечать 5 критериям, по которым оно и оценивается.

1. Соответствие теме, то есть работа должна раскрывать выбранную тему (одну из пяти предложенных). Попробуйте перефразировать основную мысль темы и сформулировать её в виде вопроса- Ваше сочинение должно чётко отвечать на этот вопрос.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала( ученик пишет работу, привлекая для аргументации тезиса литературные произведения- хотя бы на примере одного произведения. Можно использовать не только русскую, но и зарубежную литературу). В сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения). Если взятое для аргументации тезиса произведение не подходит, то ученик может потерять баллы по критерию 2, а это чревато неполучением зачёта.

Если ученик путает произведения и героев Фёдора Достоевского и Льва Толстого, то хорошего ждать не приходится, потому что первые 2 критерия- самые важные.

3. Композиция и логика рассуждения. Сочинение должно содержать вступление, основную часть и заключение. В работе не должно быть логических ошибок: самая большая часть сочинения- основная, а не вступление, как у некоторых учеников. Каждая новая мысль должна быть связана с предыдущей, а абзацы не должны быть оторваны друг от друга.

4. Качество письменной речи. В этом критерии оценивается умение правильно излагать свои мысли, строить различные грамматические конструкции с использованием разнообразной лексики. Если язык работы скуден и ученик не понимет значения многих слов, использует неправильные сочетания, то по этому критерию может быть незачёт.

5. Грамотность речи. Допустимо не более 5 ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на каждые 100 слов. На экзамене ученикам дают орфографические словари, но не привыкшие работать со словарями дети обычно не могут проверить написание слов, которые у них вызывают затруднения. Кроме орфографических, выпускники допускают и другие ошибки- неправильно расставляют знаки препинания, неверно строят предложения.

Кроме этого, обязательно нужно зайти на сайт вуза, в который Вы планируете поступить, и узнать требования к сочинениям: НИУ "Высшая школа экономики", например, имеет свои критерии оценивания.

Работа оценивается по системе "зачёт"/ "незачёт". Для получения зачёта достаточно получить зачёт по первым двум критериям и одному из оставшихся.

После объявления направлений сочинения нужно продумать , какие направления выбрать ( лучше от одного до трёх), и составить список тем (вместе с учителем, репетитором).

Следующим шагом будет составление универсального списка литературы, который может пригодиться во многих направлениях. Ведите читательский дневник с аргументами, чтобы легче запомнить и структурировать прочитанное.

Не забудьте распланировать время, оставшееся до экзамена, и практикуйтесь в написании сочинений.

Летом можно взять темы прошлого года и попробовать написать несколько сочинений.

Для ознакомления направления 2021 года:

1. Забвению не подлежит. ( О войне, науке и учёных, открытиях)

2. Я и другие. ( О взаимоотношениях человека с обществом).

3. Время перемен. ( О переменах в обществе и на планете в целом)

4. Разговор с собой.

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.

Темы прошлого учебного года. Приволжский федеральный округ, куда и входит наш регион-Башкирия.

102. Какими деяниями предков мы вправе гордиться?

210. Может ли отдельная личность изменить общество?

309. Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?

405. Что значит быть совестливым человеком?

503. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

Темы довольно-таки непростые, поэтому нужна предварительная подготовка.

Таким образом, предприняв все необходимые шаги, можно быть уверенным, что с экзаменом вы справитесь.