На северо-западе Иркутской области находится город, получивший своё современное название не совсем обычно - в честь гидроэлектростанции.
Масштабность строительства, на которое съезжались не только из СССР, но и из ряда социалистических стран, подвигло руководство в 1973 году присвоить рабочему посёлку Усть-Илим статус города областного подчинения – Усть-Илимск, в честь Усть-Илимской ГЭС.
Станция должна была стать завершающим «аккордом» Ангарского каскада. В этом же регионе молодёжь и специалисты прибывали с разных концов страны ещё на три комсомольских стройки – строительство самого города, лесопромышленного комплекса (ЛПК) и железнодорожной ветки между Усть-Илимском и Хребтовой. Сюда ехали лучшие, увлечённые люди, готовые работать для Родины и исполнения своей мечты – возведения великолепного города и современных промышленных объектов в его окружении.
Особенно сложно приходилось первым строителям. Группа студентов-архитекторов из Ленинграда выбрала в качестве дипломной работы возведение «города своей мечты» – современного города среди тайги. Всеми силами среди новостроек Нового города (более новая часть Усть-Илимска) они старались сохранить деревья, растущие уже десятки и сотни лет. Получилось у них достойно. Чтобы окончательно обустроить город и связать два промышленно-важных берега был построен мост через Ангару.
Масштабные стройки города воспела в своих стихах известный композитор Александра Пахмутова. Песня, созданная на их основе в исполнении Майи Кристалинской, вошла в историю эстрады. Об охране важного гидрологического объекта позаботились военные – в городе была поставлена ракетная часть.
В составе ЛПК построили целлюлозный завод, который снабжал продукцией страны-члены СЭВ. При его строительстве учли розу ветров, которая не позволяла неприятным запахам с комбината доходить до города. В 1988 году комплекс соединил с жилыми кварталами маршрут скоростного трамвая.
Предполагалось, что население нового города будет расти быстрыми темпами до 250-350 тысяч человек. Максимальная его численность была в 1994 году – 114 тысяч. Почти 20 лет в городе жило более 100 тысяч. С изменением экономической ситуации всё большая часть людей уезжала туда, где была работа. Расформировали воинскую часть.
Сейчас в Усть-Илимске чуть более 80-ти тысяч жителей. Он относится к числу моногородов, попавших в государственную программу развития. Здесь работает не менее 5-ти филиалов крупных вузов и учреждения средне-специального образования, что даёт возможность готовить своих специалистов.
Активно вкладывается в развитие города крупнейшая российская целлюлозно-бумажная компания «Илим» со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Строится новый аэропорт, который значительно расширит связь города со всей Россией, завод по производству картона. Эта же компания занимается возведением объектов городской инфраструктуры и ремонтом дорог.
В любом случае, город будет существовать, пока работает ГЭС и производят продукцию лесопромышленники. Дополнительный толчок развитию может быть дан, если активно строящийся БАМ соединят Северо-Сибирской магистралью с Ханты-Мансийским АО. Тогда станция «Усть-Илимск» станет одной из ключевых.
Сибирский город, построенный советскими энтузиастами освоения новых земель и технологий, имеет все шансы не только на сохранение, но и на увеличение своего населения, которое будут привлекать новые перспективы.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал