Найти тему
over

Nb.Fz.Оружие немецкой пропаганды.

Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug (в переводе с немецкого, «машина новой постройки»), часто сокращаемый до Neubaufahrzeug или Nb.Fz. — германский опытный танк 1930-х годов. В советской литературе иногда именуется как «Рейнметалл». Серийно не производился и почти не использовался в боях.

Идея тяжёлого многобашенного танка с мощным вооружением, надёжной броневой защитой и достаточной подижностью возникла в недрах Главного командования сухопутных сил Германии (OKH) в начале 1930-х годов. В 1933 году рейхсвер подписал контракт с фирмой «Рейнметалл-Борзиг» на проектирование и постройку 20-тонного многобашенного танка, вооружённого спаренными 75-мм и 37-мм пушками и несколькими пулемётами. По техническому заданию, обе пушки должны были располагаться во вращающейся башне. Кроме того, танк должен был иметь две небольшие пулемётные башенки. По компоновке машина напоминала проект танка, разработанный в Германии в 1918 году, когда немцы вплотную рассматривали проект танка «Oberschlesien» («Верхняя Силезия»). Капитуляция Германии поставила крест на всех работах в области вооружений, но германские конструкторы не сидели после неё сложа руки. Построенные в 1934 году из простой стали, два прототипа нового трёхбашенного монстра были несколько меньше по габаритам и имели более слабый двигатель. Танк получил полусекретное название Neubaufahrzeug, или Nb.Fz. (в буквальном переводе — «вновь построенная машина»).

Прототипы из обыкновенной стали вышли на испытания в конце 1934 года. В целом танк соответствовал техническому заданию. К уже отработанному шасси претензий не имелось, поэтому были одновременно заказаны три полноценных машины с бронированными корпусами. Однако военным не понравилась главная башня танка. Нарекания вызвала вертикальная схема расположения пушек, что порождало массу проблем с заряжанием, исключая нормальную эксплуатацию орудий. Кроме того, были претензии к бортовым люкам, открывавшимся назад и не защищавшим экипаж с передней полусферы. И, наконец, башня оказалась дорогой и сложной в производстве.

Разработать новую башню поручили фирме «Крупп». Инженеры «Рейнметалла» предложили переделать башню и усилить вооружение, оснастив танк 105-мм гаубицей. По ряду данных, 105-мм пушки были в итоге установлены, хотя сохранившиеся фотографии позволяют усомниться в этом. В 1935 году «Рейнметалл» закончил постройку трёх корпусов, а «Крупп» собрал три новых башни. Новая башня из плоских листов была проще по конструкции, пушки размещались рядом, шаровая установка пулемёта — в лобовом листе. Готовые танки были направлены на испытания.

Выпущенные небронированные прототипы использовались в качестве учебных машин на учебной базе в Путлосе, а также для пропагандистских целей. Но если боевое применение прототипов не планировалось вообще, то три полноценно бронированные машины были сведены в танковый батальон специального назначения Pz.Abt1. Zb.V 40. Из трёх Nb.Fz. было сформировано подразделение, приравнивавшееся к взводу. Оно получило название Panzerzug Horstmann/Zug Putloss (танковый взвод Хорстмана/взвод Путлосс) по имени командира — лейтенанта Ганса Хорстмана (Hans Horstmann) и месту формирования. 9 апреля 1940 года батальон был отправлен в Норвегию, где три Nb.Fz. вместе с Pz. I и Pz. II принимали участие в боях против английских войск.

-2

Танки прибыли в Осло 19 апреля 1940 года и создали видимость, что Германия имеет в Норвегии тяжёлые танки — в тот же день три Nb.Fz. парадным маршем прошли по улицам норвежской столицы. Хорошо отлаженный механизм пропаганды сработал безукоризненно — уже в двадцатых числах апреля все страны Европы увидели в газетах фото внушительных германских танков. Чуть позже Pz.Abt1. Zb.V 40. вместе со 196-й пехотной дивизией вермахта, базировавшейся там же, образовали единое подразделение, получившее название «Gruppe Pellangahr». 25 апреля 1940 года подразделение атаковало укреплённые позиции англичан вблизи деревни Квам (норв. Kvam), защищаемые 1-м батальоном Королевской Йоркширской пехоты. При этом англичане практически не имели тяжёлого вооружения — в их распоряжении имелись две 3-дюймовые мортиры и пять 25-мм французских противотанковых орудий Hotchkiss. В авангарде наступавших немецких частей двигалось три танка, по крайней мере одним из которых был Nb.Fz. Англичане дали немецким танкам подойти на дистанцию 150 метров, после чего открыли по ним огонь. Обстреливая танки с такой малой дистанции, англичане не оставили немцам возможностей для манёвра. В этот момент снаряд одного из противотанковых орудий обездвижил Nb.Fz., видимо, повредив дифференциал, однако не уничтожил его — танк продолжал вести огонь.Остальным двум танкам авангарда повезло меньше — они были подбиты. В итоге немцы остановили наступление, отошли на занятые позиции и вызвали авиацию. Видимо, обездвиженный Nb.Fz. был оставлен экипажем на ничейной земле. Англичане продержались до вечера 26 апреля, затем отступили. По ряду данных, часть дифференциала Nb.Fz. и сегодня можно увидеть в маленьком музее в деревне Кварн, а до конца 1980-х на месте, где его оставили англичане в апреле 1940 года, можно было видеть хорошо сохранившееся 25-мм противотанковое орудие. После отступления англичан обездвиженный Nb.Fz. был отремонтирован и снова вошёл в строй. Хотя впоследствии немцы продвигались успешно, но один из Nb.Fz. был подорван собственным экипажем после того, как увяз в болоте и заглох недалеко от Лиллехаммера.

После оккупации Норвегии оставшиеся две машины были передислоцированы в Осло, а затем, в конце 1940 года, возвращены в Германию. По некоторым данным, с 1940 по 1942 годы эти танки использовались на территории Дании, где несли полицейские функции. В 1941—1942 годах оба танка были разобраны на металл. Разборка танков подтверждается документами, захваченными англичанами в 1945 году.