«История повторяется дважды: сперва как трагедия, потом – как фарс».
Именно в таком несколько искаженном виде я впервые услышала и запомнила известное высказывание Гегеля в 5 или 6 классе.
Выражение мне сразу понравилось, тем более, я к этому моменту уже эмпирически установила некоторые закономерности развития по спирали. Следующие несколько лет этой цитатой проверялись все парные случаи, происходящие в моей жизни. Трагедий, как и фарса, у любого подростка предостаточно. В дальнейшем мне пришлось отказаться от точного следования гегелевской фразе, но концепция спирали с осью-временем и закон парных случаев стали частью моего мировоззренческого фундамента, продолжая проявляться в моей жизни с завидной регулярностью. Очередной такой виток длиной в 14 лет завершился несколько дней назад. Именно им я и хочу поделиться.
Летом 2007-го (насыщенный был год, вспоминала его в предыдущей зарисовке, и еще не раз к слову придется) я приехала – уже во второй раз – туристкой в Питер. Первая поездка состоялась за 1,5 года до этого, и вскоре после возвращения из второй я, двадцатилетняя студентка, написала что-то вроде небольшой повести о спиралях в своей жизни – настолько много совпадений мне повстречалось.
Как порядочные студенты, мы с подругой в один из вечеров удрали от руководителей и провели ночь в историческом центре. Опоздали на мост, застряв на Васильевском острове, общались с местной неформальной молодежью у Исаакия, замерзли, как бобики, и в стремлении погреться облюбовали горячие лампочки архитектурной подсветки вокруг Александровской колонны. Подсветка припекала то самое место, остальным местам было, скорее, прохладно – но мы сидели на пустынной Дворцовой площади, ели один шоколадный батончик на двоих и были вполне довольны жизнью. А затем зазвучал саксофон. Рассмотреть музыканта нам не удалось, но лирическая мелодия под небом ночного Петербурга настолько заворожила нас, что стала ключевым воспоминанием той поездки на долгие годы.
Какое-то время я мечтала о Питере – в текстах того времени сквозит неприкрытое восхищение самым чудесным городом на Земле. Потом перестала. Потом переехала – внезапно и именно сюда.
Год ушел на адаптацию, и лишь 14 лет спустя я снова выбралась ночью посмотреть, как разводят мосты.
Снова вдвоем – уже не с подругой, а с мужем. Оставив в возмущении не руководителей тургруппы, а недовольную нашим отъездом без ее участия дочь. Таким же теплым летним вечером мы бродили по тем же местам, только маленькую цифровую «мыльницу» заменила громоздкая зеркалка со штативом.
Пришли и к Эрмитажу. Я радостно устремилась к подсветке – что же, зря столько лет о ней байки рассказывала?!
Холодно не было, греться не хотелось. Площадь была такой же и не такой одновременно: людей на ней было не в пример больше. Сидели и даже лежали на брусчатке уже не редкие парочки, а множество компаний разного возраста и статуса. Да и я была «такая же и другая»: за почти полтора десятка лет многое меняется в человеке даже без усилий с его стороны, а уж если желать перемен…
Все части пазла повторно складывались на свои места. Но саксофонист? Музыки слышно не было. Я как-то встречала информацию, что он еще играет, но вдруг не в этот раз? Не в этот день, не в это время…
Мы уже собирались уходить, когда саксофон зазвучал вновь – чуть более хрипло, чем тогда, показалось мне. Я долго искала взглядом и не могла найти, где скрывается таинственный музыкант – и, наконец, увидела его, прячущегося за металлическим диском у стены Зимнего дворца. Разглядеть снова удалось не так уж много, но радость, ликующая чистая радость пела внутри – жив! Играет! Встретили!
Это потом, уже дома, я сделала то, чего не догадывалась сделать 14 лет – вбила в поиск «саксофонист Дворцовая площадь». И узнала, что играет этот музыкант примерно столько же, сколько я живу на свете. И бывает на своем месте каждое лето и каждую ночь. И услышать его было, возможно, не таким редким везением, как мне показалось.
Очень хорошо, что я не загуглила все это раньше. В моей жизни стало на один завершенный виток спирали и на одно чудо больше. Я заново влюбилась в Питер и наконец-то по-настоящему захотела здесь жить. И…
Да, и его зовут Маэстро.
____________________________
Повесть, о которой упоминается в тексте: "Открывая глаза".
И еще немного о спиралях: Переоткрыватель: как я спираль изобретала
Если вам было интересно, пожалуйста, не забудьте поставить лайк, чтобы большему количеству людей стало интересно тоже. Можете еще что-нибудь написать в комментариях - флуд приветствуется!