СТАТЬЯ 47. К 200-летию со дня рождения гениального Ф. М. Достоевского
Но, дорогой мой собеседник, вернёмся к Ф. Достоевскому. Рассказывать о его жизни в Семипалатинске и о его несколько торопливой, даже чуть сумасшедшей женитьбе на больной Марии Исаевой я особенно ничего не буду, это все могут прочитать и в других источниках. Венчание это произошло в 1857 году, а уже через два года Достоевскому разрешили выйти в отставку, то есть он получил долгожданную свободу, только с запрещением пока жить в Петербургской и Московской губерниях. Но и с ним Достоевский справился достаточно быстро, ведь у него были серьёзные связи. Он был, допустим, лично знаком с выдающимся генералом, военным инженером Э. Тотлебеном, героем Севастополя.
Кстати, подобные связи были у всех гениальных наших классиков, я уж не говорю о А. Пушкине. Например, у Н. Гоголя было много знакомых и друзей, вхожих, что говорится, к императору, про графа Л. Толстого и говорить тут не стоит…
Такие связи — это серьёзная поддержка. К тому же все титулованные особы в то время обычно много читали, тем более новинки литературы, ведь тогда телевизоров и Интернета не было, были лишь театр и литература…
Вот уже начинают печататься «Записки из Мёртвого дома», за ними «Униженные и оскорблённые». Брату Достоевского, Михаилу, разрешают выпускать журнал «Время», Достоевский работает в нём, далее журнал через три года запрещают, Достоевский впервые выезжает за границу, там встречается с А. Герценом, до этого он виделся с Н. Чернышевским, но оставим всё это…
И вот в конце 1866 года Фёдор Михайлович завершает свой первый подлинно гениальный роман «Преступление и наказание». Поговорим о нём. Но не хрестоматийно, а чуть иначе.
Именно этот роман, а не «Записки из Мёртвого дома» продолжают глобальную тему «Мертвых душ». Творчество Достоевского в целом как бы состоит из двух крупных течений, текущих параллельно и ламинарно. Главное течение — это, как я уже писал, глыбы-вершины: «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Дневник писателя», Пушкинская речь. И второе течение, как бы окрашивающее главное и уточняющее его, — это все остальные творения, начиная с «Бедных людей», сюда входят глыбами тоже «Записки из Мёртвого дома», «Игрок», «Идиот», «Подросток».
Так вот, какая же связь между «Мертвыми душами» Н. Гоголя и «Преступлением и наказанием»? В обоих случаях главные герои — преступники. Только Гоголь пытается безуспешно в своей поэме преобразить, развить духовно своего мошенника. Достоевский же уже пытается привести к духовному свету… убийцу по убеждению… при этом оба героя заинтересованы именно материально, хотят нажиться…
В своём «Преступлении…» Достоевский остаётся скрытно революционным. Он пытается вести к свету Родиона Раскольникова без его раскаяния в преступлении. Раскольников, как известно, только раскололся, но не раскаялся. Что это значит? Это значит, что он оставил за собой свою внутреннюю правоту… что он ради прекрасной цели имел право и должен был убить никчёмность возле, владеющую богатствами… Ужас этой правоты заключается ещё и в том, что Раскольников убил не только старушку, но и Лизавету, причём беременную… то есть трёх лиц… а беременная кроткая Лизавета уж никак не может считаться никчемной. Может в животе у ней будущий … гений иль даже… спаситель?..
Но пока хватит.
Мой преданный читатель, оставляю вас снова в глубочайшем раздумии. Как всегда очень жду вашего мнения. Итак, если вам понравился данный материал, пожалуйста, оставьте свой гениальный комментарий, а ещё лучше, подпишитесь на мой гениальный канал!