В современной школе достаточно много различных методов для подачи информации. Многие учителя предпочитают работать по "методичке", боясь отступить от нормативных документов, поэтому места для творчества практически не остаётся. Однако те, кто вносят в свои уроки хотя бы немного фантазии, с удивлением обнаруживают, что у школьников материал усваивается гораздо быстрее и легче.
Немногие педагоги и родители учеников задумываются о том, что существует ещё и внеурочная деятельность, что может повысить интерес к предмету у детей. Особенно это важно для таких предметов, как история и литература. Что же я имею ввиду?
В современном педагогическом мире немногие учителя прибегают к такой форме обучения, как экскурсия. Экскурсия входит во внеурочную деятельность учителя, и поэтому в 9 из 10 случаях просто забывается. Осложняется это мероприятие и тем, что педагогу необходимо собрать множество бумаг, прежде чем вывезти учеников хоть куда - то. А в это время экскурсия намного эффективнее в подаче информации, чем тот же урок. Так же появляется огромное творческое поле для учителя, которое помогает ему наладить контакт с детьми.
Экскурсия в общем смысле – это посещение того или иного культурного объекта с целью приобретения новых знаний и расширения кругозора. Если рассматривать экскурсию как часть обучения – это «активная форма обучения, воспитания и гармонизации личности, путем погружения в естественную, традиционную для данной культуры среду или в иную среду, требующую освоение».
Сущность экскурсионной деятельности заключается в том, «что она представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.)».
Данный метод нахождения новой информации не является новым. В Россию экскурсионная деятельность пришла ещё в XIXвеке, но именно в школе получила своё распространение во времена Советского Союза. На данный момент экскурсии являются вспомогательной частью учебного процесса. Однако, на мой взгляд, это не совсем правильно.
Экскурсия относится к видам внеурочной деятельности, то есть учитель может организовывать этот вид деятельности, но не использовать его в качестве одного из основных способов донесения информации до обучающихся. Конечно, можно сказать, что и на уроках проводятся интерактивные виртуальные экскурсии с использованием современных технологий. Но учащимся это не даёт в полной мере представления об эпохе или конкретном событии. Существует несколько классификаций экскурсий, опираясь на которые учитель может составить представление о том, чего хочет достичь. Их условно можно разделить по следующим признакам:
· по содержанию;
· по месту проведения;
· по способу передвижения;
· по форме проведения;
· по составу участников.
Наибольший интерес вызывают экскурсии, относящиеся к признаку «по содержанию». В свою очередь их можно разделить на обзорные и тематические. К тематическим экскурсиям относятся исторические, искусствоведческие, литературные и другие экскурсии.
Цели экскурсионной деятельности делятся на три части: образовательные, развивающие, воспитательные. К образовательным целям можно отнести:
1) Усвоение пройденных знаний по истории и приобретение новых;
2) Расширение представлений учеников о самом предмете «история» и о её содержании;
3) Расширение кругозора учеников.
Среди развивающих целей можно выделить следующие:
1) Формирование таких способностей как анализ полученной информации и экскурсионных объектов, развитие мышления, приобретение практических навыков наблюдения;
2) Формирование внимательности;
3) Формирование представления об истории и исторических процессах.
К воспитательным целям в экскурсионной деятельности относятся:
1) Воспитание культуры поведения;
2) Воспитание чувства патриотизма и любви к собственной культуре.
Стоит обратить внимание на особенности методики проведения школьных экскурсий. Данный процесс условно делится на три части: объект экскурсии (изучаемые объекты, различные сооружения), экскурсовод (в случае школы – учитель) и экскурсанты (в случае школы – ученики). Изучаемый объект – источник информации (музеи, галереи, исторические места и т.д.), учитель в данном случае – это посредник между учениками и объектом исследования, то есть он доносит нужную информацию, а ученики - потребитель. Однако есть важное отличие школьной экскурсии от любой другой: помимо обогащения детей знаниями, она содержит воспитательную и развивающую функцию.
Воспитательная функция подразумевает под собой способ формирования у учеников уважительного отношения к истории и культуре Российской Федерации. Развивающая функция направлена на то, чтобы помочь обучающимся приобрести такие навыки как сравнение, анализ, запоминание экскурсионных объектов.
По содержанию любая школьная экскурсия имеет свою тематику. Учитель может составить её, опираясь на тематический план, либо приурочить её к исторической годовщине или провести как внеклассное мероприятие на тему, не входящую в учебную программу или как завершающий этап изучаемого материала. Различные экскурсии можно проводить не только на уроках истории, но и литературы и МХК.
Рассматривая методики составления и проведения экскурсий, можно выделить два основных применяемых на мероприятии метода. Первый – устный метод. Он подразумевает под собой не только монолог учителя, но и его беседу с учениками, а так же комментарии по тем заданиям, которые он даёт.
Второй – метод наглядности. В статье «Особенности методики проведения экскурсионной деятельности в рамках обучения в школе» даётся такое определение: «Объект экскурсионного дела— это высшая реализация наглядности на экскурсии, основа экскурсионной наглядности. Другим объектом наглядности является «портфель экскурсовода». Определение принципу наглядности дал ещё Ян Амос Коменский. Он понимался педагогом как «отражение необходимости привлечения всех органов чувств обучаемого для восприятия предмета изучения».
В современной педагогике метод наглядности понимается как «один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне». Условно его можно разделить на два блока: иллюстрация и демонстрация. Демонстрация направлена на анализ конкретного объекта, а иллюстрацию лучше применять в начале изучения новой темы для общего представления об эпохе.
Так же виды наглядности делятся по дидактическим функциям. Для проведения экскурсии лучше всего использовать следующие разновидности представленного метода:
1) Картинная (картины, рисунки, фотографии, кино);
2) Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы);
3) Смешанная наглядность.
Таким образом, мы видим, что метод наглядности напрямую связан с познанием изучаемой эпохи и её атрибутов.
В качестве приёмов так же используются беседа и рассказ, но при проведении экскурсии могут быть использованы и особые методы. Например, можно устроить встречу учеников с исторической личностью эпохи. Так же можно использовать метод исследования, что, на мой взгляд, является одним из эффективных приёмов донесения информации до обучающихся.
Для этого, помимо методических приёмов показа и рассказа, на экскурсии используется ряд других приёмов, которые помогают лучше усвоить содержание материала. Например, вводится в качестве дополнительного эпизода встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий.
Ещё один приём, который будет положительно влиять на изучение материала – контраст информации. Он применяется в тех случаях, когда нужно показать ученикам, как изменился тот или иной объект. Например, здание или улица.
В современной школе достаточно популярен игровой метод, и, на мой взгляд, его необходимо применять в экскурсии. С помощью игры дети быстрее запоминают нужный материал, меньше утомляются, так как заинтересованы в процессе, а так же данное мероприятие будет существенно отличаться от обычных уроков в школе.
Проанализировав содержание и методы экскурсий, можно сделать вывод о том, что данный вид мероприятия достаточно практичен и эффективен при обучении детей. Так же есть определённая структура подготовки, с помощью которой учитель в достаточно короткие сроки может подобрать нужный материал. Основным методом при проведении экскурсии является метод наглядности, так как он помогает ученикам лучше ориентироваться в той или иной эпохе и понимать быт людей прошлого.
С Вами была HistoryTeacher! До новых статей!