Йосеги – это метод обработки дерева с целью создания узоров, напоминающих мозаику, но при этом используется совсем другая техника. Сначала из брусков натуральной древесины различных пород нарезаются стержни необходимой формы. Потом они склеиваются в блоки в соответствии с требуемым рисунком. Затем из этих блоков нарезаются тонкие как бумага пластины, которые впоследствии наклеиваются на декорируемые поверхности. В результате получаются деревянные шкатулки и прочие изделия с узорами необыкновенной красоты.
Узоры создаются исключительно за счет естественного цвета древесины. Чтобы получить оттенки красного используется древесина китайской айвы, коричневого – грецкого ореха, желтого – лакового дерева, белого – кизила, зеленого – магнолии и т. д. У каждого дерева свои особенности, поэтому мастер должен хорошо разбираться в материалах, чтобы в итоге получить не только красивое, но еще и качественное изделие.
Техника йосеги родилась в эпоху Эдо – это 17-19 столетие, в префектуре Канагава. Здесь находится город Хаконе, вокруг которого растут леса со всевозможными породами деревьев. Существует мнение, что именно благодаря богатству и разнообразию природы данное ремесло укоренилось именно здесь. Сейчас в Хаконе есть примерно 50 мастеров, использующих технику йосеги, четверо из них являются потомственными ремесленниками.
Существует два варианта данного искусства – дзуку и муку. В первом случае мастер сначала склеивает разноцветные блоки, а затем нарезает из них пластины, которыми украшает различные изделия. Метод дзуку позволяет создавать невероятно сложные комбинации из узоров, каждый из которых имеет свое название и значение.
При использовании муку также сначала изготавливается мозаичный блок, но только из него вырезается объемное изделие. В отличие от дзуку из деревянного блока создается лишь одно изделие, а не множество пластин. Узоры в данном случае получаются попроще, но ими можно любоваться как на внутренней, так и на внешней поверхности изделия.
Что примечательно, древняя техника йосеги и сейчас имеет коммерческий интерес и спрос. Например, она была использована при создании задней панели телефона Vertu. Дизайн разработала известная художница Хироко Имада. Узор на панели представляет собой сочетание традиционных японских мотивов – рыболовных сетей и переплетенного бамбука. Всего было выпущено 50 телефонов с такой деревянной панелью