Переход на закрытую схему горячего водоснабжения в Екатеринбурге передвинется на неопределённый срок. Федеральный проект оказался под угрозой срыва из-за дефицита средств в бюджете. Недостающая сумма внушительная – 33 миллиарда рублей. Непонятным остаётся вопрос, как будут выкручиваться чиновники, ведь требования спущены федеральным центром. При этом переход на закрытую схему ГВС должен произойти до 1 января 2022 года. В общем, местные власти на ровном месте вновь получили очередной скандал.
Согласно анализу комитета Госдумы по энергетике, город и бюджет области так и не нашли необходимые 33 миллиарда рублей, несмотря на готовность местной ресурсоснабжающей организации «Екатеринбургской теплосетевой компании» взять часть расходов на себя.
С момента вступления в силу поправок в федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» в столице Среднего Урала по закрытой схеме работает не более 14 процентов жилого фонда и административных зданий.
В Госдуме отмечают, что в законопроекте не были должным образом учтены социально-экономические аспекты такого перехода, в частности, источники финансирования, а единственный успешный пример реализации модели был реализован только в Казани, причём за федеральные средства.
Кто оплатит?
Проблема не только и не столько в самом срыве федерального проекта, а прежде всего, в том, что жители не смогут ожидать регулируемых расходов на отопление до реализации инициативы.
В правительстве Свердловской области не нашли ничего лучше, как заявить, что единственным выходом является повышение тарифа для населения. Впрочем, это тоже не представляется возможным, потому как расходы на теплоснабжение у горожан сейчас достигают половины всего объёма конечной платежки. Какой же, спрашивается, тогда смысл проекта, рассчитанного именно на финансовую разгрузку населения?
С начала 2013 года все новые объекты изначально должны обеспечиваться ресурсом только по закрытой схеме. При ней теплоснабжение осуществляется по отдельному, замкнутому контуру, куда поступает вода непосредственно с теплоисточника. При этом горячее водоснабжение обеспечивается за счёт ресурса водоканала, который подогревается непосредственно перед потребителем на индивидуальном (ИТП) или центральном (ЦТП) тепловом пункте.
Кроме того, согласно проекту, в случае его запуска, появится возможность самостоятельно управлять температурой и затратами, снизить энергопотребление, а также получать ГВС более высокого качества.
Ещё один плюс перехода на закрытую схему ГВС –ресурсоснабжающая организация сможет стабилизировать режимы работы теплосети, оптимизировать теплопотребление и, как следствие, сократить расходы и потери.
Даже в случае совместных вложений (10 миллиардов из 33 миллиардов готово вложить АО «ЕТК») необходима масштабная работа по установке ИТП в каждом доме, для чего требуется согласие собственников. Стоимость оборудования колеблется от 2 до 6 миллионов рублей в расчёте на один дом, однако источников финансирования этого процесса нет, законом они не определены.
Как отмечают депутаты, на сегодняшний день нормы, касающиеся перехода на закрытые системы ГВС, исполняются лишь в части запрета на подключение объектов капитального строительства к открытым системам, а реализация запрета использования открытых систем горячего водоснабжения с 1 января 2022 года является объективно невыполнимой.
Интересно, что решение о запрете на использование открытых систем было принято ещё десять лет назад, в далёком 2011-м году. Несмотря на столь длительный срок, чиновники так и не нашли способов реализовать важный для города и, прежде всего для горожан, проект.