Найти тему
Baiki rusicha.

Немного о городе тех времен и о том, нашем ГАИ. Ташкент

Да ГАИ в городе это особый мир, правда про мир этот можно много рассказывать и рассказы будут разные. Был у меня один друг жалко что он сегодня не с нами, поделюсь его рассказом. Все помнят пост ГАИ возле дома правитнльства и НПО'Технолог' там еще был небольшой изгиб. Там дежурил временами постовой интересный не буду имя называть, думаю не стоит. Так вот один из друзей часто ездивший по этой дороге на работу и хорошо знакомый с этим милиционером, как-то спешил на работу и нарушил правила. Надо же свисток и он вынужден терять время. В принципе сами понимаете если остановили то это споры не о чем. Растроенный достает права вот незадача а из денег только 25 рублей, делать нечего, протягивает. Ну так называемый хороший знакомый с радостью в карман. Водитель ты что не много ли. ГАИшник козыряет и отпускает. Эх все равно опоздал, ладно, давай нарезать круги вокруг постового, тот в панике орет и вот пока не нарезал на всю сумму так и не уехал. Одна из историй о городской службе.

Постоим соблюдая правила...
Постоим соблюдая правила...

Знаковый ГАИшник Ташкента
Знаковый ГАИшник Ташкента

Fahim Ilyasov:

14/12/2019 в 20:45

Гостиница «Ташкент» ( почти Угол) и справа подземный переход в сторону ЦУМа. Это были времена, когда в гастрономе при гостинице на прилавках всегда были хорошие сорта сыра типа, «Российский», «Голландский» и т.д..

Знаменитый сотрудник отдела по регулированию уличного движения ГАИ Ташкента, старшина Садык Касымов. Снимок сделан у гостиницы "Ташкент"
Знаменитый сотрудник отдела по регулированию уличного движения ГАИ Ташкента, старшина Садык Касымов. Снимок сделан у гостиницы "Ташкент"

Patriarche· 22 march 2021, 02:48 PM

Восковая фигура стоит в музее ташкентской милиции

А теперь неспешно о Ташкентском ГАИ когда-то

В очередном своем "повествовании" я попытаюсь описать свои впечатления (на взгляд владельца транспортных средств) о работе ташкентской госавтоинспекции (ГАИ) в пятидесятые-шестидесятые годы, причем вовсе, надеюсь, не с критической точки зрения.

Начну с того, что в описываемое мной время на одной из центральных улиц города, а именно на отрезке улицы Ленина между кинотеатрами "Искра" и "Хива" (впоследствии, после переименования -  "Молодая гвардия"), ГАИ очень удачно и остроумно повесила большой плакат с цитатой из стихотворения "Про пешеходов и разинь, вонзивших глазки небу в синь", написанного в 1928 году Владимиром Маяковским:

"Уважаемые
           дяди и тети!
Скажите,
         сделайте одолжение:
Чего вы
        нос
            под автобус суете?!
Чего вы
        прете
              против движения?!".

И именно там же, на перекрестке, стоял тогда самый знаменитый ташкентский регулировщик всех советских времен, старшина Садык Касымов, обладатель чрезвычайно пышных "буденновских" усов, невероятно четко владевший своим регулировочным жезлом, указывая транспорту и пешеходам разрешенное направление движения. Я упоминаю об этом без всякой иронии, даже с чувством гордости за то, что в нашем городе был тогда такой знаменитый "гаишник", и это чувство разделяли со мной многие наши горожане, специально приходившие к данному месту, чтобы полюбоваться его отточенной техникой регулирования уличного движения.

Первая половина пятидесятых годов запомнилась в связи с весьма снежными зимами. Все дороги Ташкента тогда были покрыты толстой коркой утрамбованного колесным транспортом снега, что, с одной стороны, серьезно повышало уровень опасности возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а с другой - давало нам, пацанам того периода времени, возможность катания в течение всего свободного времени на коньках, цепляясь металлическими крючками к проезжавшему по этим дорогам транспорту. Сотрудники ГАИ начали настоящую полномасштабную охоту на таких малолетних нарушителей дорожного движения. Они ловили нас и безжалостно надирали уши. Мы невероятно сильно обижались на них за такое, по нашему мнению, "жестокое отношение к детям". Но "гаишники" именно такими своими действиями спасли тогда немалое количество мальчишеских жизней, так как никто из водителей не сумел бы экстренно остановить в опасной ситуации свое движущееся даже на малой скорости транспортное средство при таком гололеде.

В эти же пятидесятые годы на перекрестке улиц Пушкина и Гоголя движение регулировал молодой сотрудник ГАИ по фамилии Лапшин. Он без колебаний штрафовал нас, велосипедистов, за малейшие нарушения правил дорожного движения, когда мы пытались выехать с гоголевского "велобродвея" на Пушкинскую улицу. Мы буквально ненавидели его за такие действия, а ведь, по большому счету, отбивая у нас своими штрафами охоту ездить по Пушкинской, он, вполне вероятно, тоже спасал кому-то из нас жизнь, так как движение автотранспорта по этой центральной улице уже тогда было весьма интенсивным.

В 1963 году в Ташкенте произошло знаменательное событие: в нескольких магазинах города в продажу "выбросили" в первый и, как оказалось, в последний раз замечательные чехословацкие мотороллеры "Чезета". Мне и еще нескольким моим знакомым удалось обзавестись этим роскошным, по тем временам, видом транспорта.

Я и мой приятель Миша Михайлянц, на следующее после их покупки утро, поехали на своих новых "железных конях" в ГАИ, где у нас приняли все необходимые справки и квитанции оплаты процедуры постановки транспортных средств на учет, стоимости номерных знаков и дорожного налога. Нам было обещано, что номерные знаки, техпаспорта и техталоны мы получим вечером того же дня. Счастливые, по причине успешного окончания процедуры сдачи необходимых документов, мы возвращались на своих мотороллерах домой.    

Внезапно нас остановил инспектор ГАИ, увидевший новую мототехнику без номерных знаков и заподозривший, что мы являемся новоиспеченными водителями, не имеющими еще водительских удостоверений, именующихся обычно в народе "правами". К счастью для нас, мы оба были уже водителями со стажем, поэтому успокоили "гаишника", предъявив ему свои "права". "Откуда едем?" - спросил инспектор. "От майора У.!" - дуэтом ответили мы. Услышав такой дружный ответ, он вздохнул и сказал только одно слово: "Сочувствую!".

О ташкентской ГАИ 50-х - 60-х годов вторая часть

И этим словом было сказано абсолютно все. В нашем городе в те годы каждый автомотолюбитель прекрасно знал, кем является майор У. и что он собой представляет. Это был сотрудник ГАИ, отвечавший за регистрацию и постановку на учет купленного автомототранспорта, выдачу номерных знаков, техпаспортов и техталонов, а также за получение от автомотовладельцев документов об оплате дорожного налога. Не было в ГАИ другого такого же сотрудника, равного ему по своей педантичности, пунктуальности и бюрократичности. О нем ходили легенды. Например, в то время чуть ли не каждый год менялись тарифы на оплату дорожного налога. Наиболее опытные водители, за день до оплаты этого налога в приходных кассах, обязательно наведывались в ГАИ, чтобы узнать абсолютно точные расценки такого налога на текущий год. В результате, у них не было никаких проблем со сдачей квитанций майору У. Но неприятности обязательно настигали тех, кто неразумно оплатил дорожный налог по тарифам прошлого года. Если сумма оплаты в квитанции оказывалась меньше той, которая была установлена на текущий год, то майор У. отправлял такого водителя вновь в приходную кассу, для доплаты недостающей части, и после этого принимал обе квитанции в качестве суммарной. Но если в квитанции была цифра, превышающая установленную на текущий год, то майор У. категорически отказывался вообще принимать такую квитанцию, заявляя, что государству не нужны подачки свыше установленного на текущий год тарифа. Водителю приходилось опять идти в приходную кассу, чтобы вновь полностью заплатить точную требующуюся сумму, и только после этого майор У. милостиво соглашался принять этот новый платежный документ.   

В заключение расскажу о некоторых курьезных случаях, имевших место при моем общении с инспекторами ГАИ в описываемые мной годы. Однажды я ехал на своей "Вятке" в районе площади Ходра. Вдруг раздался звук милицейского свистка. Я оглянулся и понял, что именно меня этим свистком пытается остановить инспектор ГАИ. Я остановился, поставил мотороллер на подножку, и подошел к госавтоинспектору. Тот, с места в карьер, заявил мне, что я должен заплатить штраф в размере одного рубля (в то время штрафы были очень милосердными, водители гораздо больше опасались просечки в талоне предупреждений). "А за какое нарушение?" - спросил я. "Вы не соблюдали положенную дистанцию по отношению к транспортному средству, ехавшему впереди Вас". "Но впереди меня не было ни одного транспортного средства!". "Не спорь с госавтоинспектором, давай рубль, я голоден, и мне пора идти на обед!". Я понял, что пререкаться с голодным человеком, действительно, не совсем умная затея, отдал кровно заработанный ранее рубль, и продолжил свой путь.

В 1961 году я поехал по туристической путевке в ГДР. Мне очень понравилось, что там, по правилам техники безопасности, все мотоциклисты ездили только в шлемах. У нас в то время в шлемах ездили лишь спортсмены-мотогонщики. Я купил себе в ГДР такой же "головной убор" и, по приезде домой, стал ездить по городу с надетым на голову шлемом. Проезжая как-то по улице Фурката, я был остановлен госавтоинспектором. Тот потребовал предъявить водительское удостоверение, взял его, вынул из него талон предупреждений и, не говоря ни слова, сделал в нем просечку. Я буквально завопил: "За что?". "За езду по городу с превышением установленной скорости!". "Но я сейчас ехал на очень малой скорости!". Было заметно, что госавтоинспектор чрезвычайно доволен собой и произведенным на меня эффектом. "Я тебя наказал не за то, с какой скоростью ты ехал сейчас, а за то, что ты, судя по каске на твоей голове, являешься мотогонщиком, а это значит, что при езде по городу на своем профессиональном гоночном мотоцикле ты всегда невероятно сильно превышаешь установленные пределы скорости!". Так что каска стала причиной моего наказания не за мои грехи. Я вынужден был отказаться от нее до лучших времен, и вновь стал надевать ее после того, как и в нашей стране появились официальные требования к мотоциклистам ездить только в касках. Кстати, полученная мной тогда совершенно несправедливо "дырка" в талоне предупреждений оказалась единственной за все годы моего водительского стажа, а ездил я тринадцать лет на мотоциклах и еще двадцать - за рулем автомобиля. 

Как-то, примерно в тот же период времени, я ехал из Янгиюля на своем мотороллере в Ташкент. Вдруг со мной поравнялся рейсовый автобус. Сначала он ехал параллельно, а затем, по совсем непонятной для меня причине, его водитель стал методично прижимать меня правым бортом автобуса к довольно глубокой придорожной канаве, находившейся вдоль трассы движения. Поняв угрожавшую мне смертельную опасность, я стал притормаживать. Автобус вытер о левый рукав моей куртки всю пыль со своего правого борта, и ушел вперед. Я не отставал от него. Когда он приехал на свою конечную автостанцию в районе текстилькомбината, я увидел стоящего рядом с этой автостанцией госавтоинспектора, подъехал к нему, и быстро рассказал ему о происшествии. Инспектор немедленно подошел к водителю, вылезшему из автобуса, и попросил предъявить водительское удостоверение. При этом он спросил его, зачем тот прижимал меня к придорожной канаве? Водитель сначала ответил, что он и его автобус к этому не причастны, но когда инспектор сравнил левый рукав моей куртки со следом на правом борту его автобуса, тот заявил, что это была такая шутка, он просто хотел меня напугать. Инспектор спросил у меня, кто я по специальности? Я ответил, что являюсь инженером. После этого, инспектор заявил водителю автобуса следующее: "Государство затратило на обучение человека, которого ты чуть не убил, огромные деньги, поэтому ты нанес бы нашему государству колоссальный финансовый ущерб! Я обязан тебя за это наказать!". Он достал компостер и сделал просечку в талоне предупреждений этого водителя.

Борис Пономарев

- Садись подвезу...
- Садись подвезу...

-5

Всего вам доброго дорогой читатель и хорошей дороги если вы водите машину и инспекторов добрых на той дороге.

Все в св. дост. откр. простр.