Найти тему

Рецензия на «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» ТАТЬЯНЫ ФИЛАТОВОЙ

Обычно ведь как бывает. Ты читаешь рассказ, и можешь что-нибудь о нём рассказать, когда закончишь. Но с этим рассказом всё случилось иначе. Я читаю его, рассказываю о нём, но не могу завершить рецензию. Не потому, что рассказ не дописан. А потому что я остался в нём. Татьяне Филатовой удалось не просто написать текст, а создать мир, в который можно погрузиться. И этот мир, как и лес в рассказе, может не отпустить.

Атмосфера Филатовой напоминает «Данко» Максима Горького. Они схожи временем: язычество, страх перед богами и природой.

Речь героев совсем не похожа на современную:

«А ты за мной с имянаречения ходишь, уже четыре зимы. Оставь, стрый!».

«Говорит, оно большое, море это, в него Хорс спускается, чтобы плыть по Оботному миру».

Такая лексика и построение предложений заставляют читателя верить, что подобные истории произошли когда-то давно. Однако в случае «Лесного царя» складывается ощущение, что это не легенда, а история, которая случилась буквально вчера. В мире параллельном нашему.

Это происходит в частности из-за того, что повествование ведется от лица главной героини Радимиры. А её образ мысли слишком похож на современный. Он не подходит людям, жившим в древности. Обычно в мифологических текстах рассказывается история рода, а здесь – история частной трагедии. Когда умирает Данко, мы чувствуем, что народ выжил. Когда умирает Радимира, мы переживаем за неё лично.

При поверхностном анализе сюжета кажется, что это обычная история о девушке, которая не хочет замуж. Радимира злится, когда ей намекают о беременности, а дядя предлагает себя в качестве жениха. И поначалу создаётся впечатление, что сейчас начнётся обычная сказка: и Лесной дух то ли поможет девушке справиться с обстоятельствами, то ли наоборот станет препятствием. Но ничего похожего не происходит. Нет звенящей морали о любви. Или слезной трагедии из-за смерти жениха, матери и позже отца главной героини. А что есть? Есть ощущение потерянности. В этом иллюзорно-настоящем мире.

Радимира не знает, как жить и что делать. Она не понимает, чего хочет или не хочет. И самое главное, что Татьяна Филатова не пишет этого напрямую. Потерянность Радимиры ощущается «сквозь» текст.

Смерть героини кажется единственным выходом из её потерянности. Мистика Леса становится естественной частью внутреннего мира героини. Радимира идет по стопам своей матери: сбегает из родного дома и уплывает на «другую сторону» к своим мертвым родственникам.

Отказывается от окружающего мира ради мира внутреннего.