Не сказать, что часто, но случается в творческой жизни музыкантов групп разной степени известности и популярности, что не все идеи, который он приносит на репетиционную базу, коллегами воспринимаются с энтузиазмом. В какой-то момент этих идей накапливается на критическую массу, и музыкант ищет варианты реализовать их на стороне. И часто среди таких музыкантов попадаются вокалисты. Хотя, казалось бы, уж на что вокалисту жаловаться? Ан нет. Не всегда фронтмэн является лидером группы и автором большей части материала. Во многих группах творчество носит коллективный характер, либо основным сочинителем является, скажем, бас-гитарист, как Стив Харрис в Iron Maiden. Или как Вольфганг Хоффманн в Accept. Вокалистов же перестает устраивать роль «поющих голов», как некоторым актерам надоедает заучивать и читать чужие тексты, и они идут в режиссеры. Но в этом материале речь пойдет именно о вокалистах, певших в группах жанра хэви-метал и организовавших свои сольные проекты. Некоторые проекты, правда, сами вокалисты позиционируют как полноценные группы. Но, поскольку для названия этих групп брались имена-фамилии-псевдонимы себя любимых, то эти группы можно воспринимать как их детища, где даже при совместном сочинении песен последнее слово стоит за ними. Какие-то из этих проектов незатейливо повторяют стилистику группы-«альма-матер», а какие-то кардинально отличаются от нее. Итак, поехали!
И само собой, правильнее всего будет начать с Великого и Ужасного Оззи Озборна. Как ни крути, а Black Sabbath многие причисляют к крестным отцам хэви-метал, а сам Оззи, будучи уже сольным артистом, сделал для становления жанра очень много. Поскольку про Оззи написано и сказано очень много, не вижу смысла что-то добавлять от себя. Я лишь подытожу, что, став работать соло, Оззи делал крайне разнообразную музыку, которую реализовать с Black Sabbath было просто нереально: от классического хэви до тяжелой альтернативы, вбирая в свое творчество все актуальные на данный момент тенденции в тяжелом роке. Статус Оззи в мире рок-музыки как самостоятельного артиста ничуть не меньше, чем у его прежней группы. На мой взгляд, больше никому из музыкантов, решившихся на сольную карьеру, не удалось стать вровень со своей бывшей группой, может только Полу Маккартни и Джону Леннону. Или Кингу Даймонду, если брать мир тяжелой музыки. Но, при всем уважении к Даймонду и Mercyful Fate, их статус с Оззи и Black Sabbath несопоставим. Последний на данный момент альбом «Ordinary Man» 2020-го года показал, что Оззи, несмотря на солидный возраст, в прекрасной творческой форме.
Коль уж речь пошла о ветеранах, грех не вспомнить, ныне, увы, покойного, Ронни Джеймса Дио. Тем более что он был преемником Оззи у микрофонной стойки в Black Sabbath. А до этого сделал себе имя в составе группы Ричи Блэкмора Rainbow. Так вышло, что в обеих группах Дио находился в тени более именитых коллег, но при этом стремился к более активному участию в творческом процесса. Поэтому уход его в 1982-м году из Black Sabbath был закономерен и логичен. И первый же альбом группы имени себя, «Holy Diver», музыкально отличающийся от классического хард-рокового звучания его прежних групп стал классикой хэви-метал, на тот момент современного и актуального жанра. Впрочем, альбом и сейчас звучит убедительно.
К сожалению, в 2010-м году Дио ушел из жизни, но его вклад в рок-музыку огромен. В том числе, помимо собственно музыки, тем, что он ввел в обиход знаменитый ныне жест «коза», без которого ныне не обходится ни один рок-концерт.
Не всегда уход вокалиста из группы обусловлен желанием играть принципиально другую музыку. Бывает, что наоборот, музыканты хотят изменить стилистику, а вокалист не желает отрываться от корней. В данном случае речь идет об Удо Диркшнайдере, вокалисте немецких металлистов Accept. После записи ставших каноническими «Balls to the Wall» и «Metal Heart» группа вознамерилась покорить американский рынок. А для этого было желательно изменить звучание в сторону мягкости и мелодичности. Удо же хотел рубить классический хэви-металл. После альбома «Russian Roulette», на котором музыканты попытались найти консенсус, Удо ушел-таки из Accept и собрал группу, которую, особо не заморачиваясь, назвал «U.D.O.».
Первые три альбома получились ударными, как и ожидали фаны, и на фоне экцептовского «Eat the Heat» воспринимались выигрышно. Однако дальше начался «конвейер» и последующие альбомы слушаются, на мой взгляд, несколько однообразно и скучно. Все-таки у Хоффманна композиторский талант посильнее будет. Впрочем, на авторитете герра Диркшнайдера это не сказывается, альбомы и концерты пользуются стабильным успехом, в том числе и в России. Удо отвечает взаимностью и доказательство тому – песня «Trainride in Russia», для российского издания записанная с припевом на русском языке!
И раз уж мы вспомнили Accept, то стоит вспомнить вокалиста, пришедшего на смену Удо и спевшего на одном единственном альбоме, упомянутом «Eat the Heat». Так вот после ухода из группы Дэвид Рис тоже стал записывать сольные пластинки. Но лично мне не зашло, как-то шаблонно и безлико, на мой взгляд.
Коли уж мы заехали в Германию, то дальше предлагаю поговорить о вокалистах, настоящем и бывшем, группы Helloween. Сразу оговорюсь, что о творчестве Кая Хансена, при всем моем уважении, здесь речь не пойдет. Во-первых, Кай бы поющим гитаристом, во-вторых, Gamma Ray все же полноценная группа, а не сольный проект Кая, к тому же на первых трех пластинках пел Ральф Шиперс.
А вот о двух других персонах поговорить стоит. Итак, сперва речь пойдет о Михаэеле Киске, который вместе с Helloween навсегда вписал свое имя в историю тяжелого рока альбомами Keeper of the Seven Keys, Pt. 1 и Keeper of the Seven Keys, Pt. 2. Дальше, как всем известно, группа предприняла смену звучания с прицелом на американский рынок (ага, пример Accept ничему не научил). Альбом «Chameleon», задумывавшийся как большой прорыв, стал большим провалом, и музыкантами было принято решение вернуться к корням.
Сам ли Киске ушел, или бывшие коллеги его «ушли» за то, что втянул их в блуд и авантюру, версии действующие лица высказывают разные. Тем не менее, оказавшись в свободном плавании, Киске реализовал свое желание играть более мягкую и мелодичную музыку, его сольные работы с хэви-метал ничего общего не имеют. Поклонникам Helloween такой материал неинтересен, а для выхода на новую аудиторию нужен более серьезный промоушен. Так что диски эти, по большому счету, Михаэль сочинил и записал в основном для собственного удовольствия. Ну а что в этом плохого? Судя по всему, к жизни в режиме «альбом-тур» он не стремится: мужик живет в свое удовольствие, накопился материал – записал альбомчик, предложили спеть трек-другой в Avantasia – Михаэль тут как тут, ну а когда старый дружбан по Helloween Кай Хансен приглашает спеть в его проекте Unisonic – тут уж вообще грех отказываться. Кроме того, он является основным вокалистом в проектах Place Vendome и Kiske/Somerville, который благодаря мужскому-женскому двуголосию вообще стоит особняком в тяжелом роке.
В отличие от Киске, его сменщик в Helloween Энди Дерис такого обилия свободного времени не имеет: Helloween группа, выпускающая альбомы с завидной для многих своих ровесников регулярностью и не вылезающая из туров, плюс в создании материала Энди принимает самое активное участие. Так что сольные альбомы выпускать вроде и некогда, и незачем, но, тем не менее, они у Энди есть! Этих альбомов всего три, и если первый из них, «Come In From The Rain» 1997-го года, скорее является плодом желания пристроить песни, не попавшие в альбомы Helloween, хотя по стилистике вполне в них вписывавшиеся, то два других, «Done By Mirrors» 1999-го года и «Million Dollar Haircuts On Ten Cent Heads», существенно отличаются от репертуара его основной группы. Нет, конечно, индастриэл или рэпкор Энди не заиграл, но элементы тяжелой альтернативы, а в альбоме 2013 даже панк-рока (!!!) в песнях присутствуют. Любопытные работы, причем не только для поклонников Million Dollar Haircuts On Ten Cent Heads.
Дальше по пути на Туманный Альбион заедем в Датское королевство. О Кинге Даймонде и Mercyful Fate я ранее писал тут и повторяться смысла не вижу. Скажу лишь, что Кинг Даймонд создал уникальную группу, каждый альбом которой представляет собой мистическую историю в готическом антураже со стабильным отсутствием хэппи-энда, а концерты представляют собой яркое хоррор-шоу. И хотя и Mercyful Fate, и собственная группа Кинга некоторое время существовали и выпускали альбомы практически одновременно, лично мне King Diamond больше по душе.
Ну а теперь обещанный визит в Британию, и речь у нас пойдет, как Вы, наверное, догадались, о двух людях-глыбах, эталонных голосах в хэви-метал: Брюсе Дикинсоне и Робе Хэлфорде. Их объединяет не только титул одних из лучших вокалистов в своем жанре, но и то, что оба практически одновременно, в начале 1990-х, покинули свои основные группы в зените их славы и шагнули со стадионов в неизвестность, решив перезапустить свои карьеры с новыми музыкантами, новой музыкой и новым имиджем.
Брюсу Дикинсону давно было тесно под чутким руководством Стива Харриса, который ревностно относился к любым попыткам привнести что-то необычное в саунд группы, и, наверное, правильно делал, иначе Iron Maiden не были бы самими собой. Первый свой сольник, «Tattooed Millionaire», он выпустил, еще будучи вокалистом Железной Девы, в 1990-м году, и альбом этот отличался от стилистики его основной группы: от металла был четкий крен в классический хард-рок, а риффы некоторых песен казались сыгранными братьями Янгами. После выхода крепкого «Fear of the Dark» Брюс окончательно разочаровался в музыкальном пути Iron Maiden и принял решение полностью сосредоточиться на сольном творчестве.
В двух своих следующих работах, «Balls to Picasso» и «Skunkworks» он ушел от мэйденовского наследия еще дальше: в музыке зазвучали оттенки альтернативы и гранжа, что со стороны фэнов вызвало непонимание. Случилось то, что часто происходит с музыкантами, жаждущих экспериментов: старая публика от них отвернулась, а новая не приняла. Похожее произошло с металликовским «Load». Тем не менее, если послушать эти альбомы непредвзято, незашоренным взглядом, вернее, слухом, то можно услышать немало интересных моментов. Впрочем, либо разочаровавшись в стилистических исканиях, либо под влиянием лэйблов и продюсеров, на следующих альбомах, «Accident of Birth» и «The Chemical Wedding», Брюс, к большой радости фэнов, вернулся к традиционному металлическому звучанию, в чем ему помог еще один бывший железнодевец – гитарист Эдриан Смит. На фоне двух провальных альбомов самих Iron Maiden с новым вокалистом, два сольника Брюса многими поклонниками группы в тот момент рассматривались как подлинно мэйденовские, и совершенно справедливо, ибо оба диска были хороши. А после уже и реюнион сотоялся, но это уже совсем другая история. В 2005-м Брюс выпустил очередной сольник «Tyranny of Souls» и пока что вся его музыкальная деятельность связана исключительно с Iron Maiden.
Роб Хэлфорд после ухода из Judas Priest объявил, что будет играть современную тяжелую музыку и слово сдержал. Собрав новый состав под грозным и недвусмысленным названием Fight, он первым же альбомом доказал, что слов на ветер не бросает: в музыке слышались элементы трэш и даже грув-метал. Парадокс, но схожие изменения претерпела музыка самих Judas Priest на их альбоме с новым вокалистом «Jugulator». Только вот лично мне альбомы новой группы Роба зашли лучше. Почему? Просто у Роба осталось то, чего больше не было у пристов: его мощный вокал, который даже жесткую музыку без намеков на мелодизм выводил на новый уровень.
После двух альбомов с Fight последовала странная и непонятая мной работа с Трентом Резнором «Voyeurs» под вывеской проекта 2wo. Желание себя попробовать в индастриэле понятно, но сильные стороны Роба как вокалиста этот альбом не раскрыл. Да и если даже абстрагироваться от личности вокалиста альбома музыкальная сторона слабовата. Поэтому неудивительно, что следующие сольные работы Роб выпускал под незатейливым названием Halford, а представляли они собой самый что ни на есть классический металл, за который мы все любим Judas Priest. Ну и да, как в таких случаях почти всегда бывает, реюнион не заставил себя ждать. Хотя Роб доказал, что может работать как самодостаточный музыкант и выпускать качественный материал.
Ну и куда уж без наших просторов? Разумеется, я об Арии и Валерии Кипелове. Пересказывать подробности развода не буду, скажу лишь, что это, на мой взгляд, самое бессмысленное расставание с творческой точки зрения. Какое оно с коммерческой, рассуждать не буду, ибо заглядывать в чужие кошельки – моветон. Но стилистика и у Арии, и у сольного проекта Кипелова абсолютно идентична.
Конечно, ожидать, что Валерий заиграет после ухода из группы что-то рамштайно-образное или металкорное, было глупо, но все-таки творчески расставание с прежней группой надо как-то обосновывать? Впрочем, и группа, и вокалист по-прежнему собирают солидные залы, регулярно выпускают альбомы, так что, как мудро заметил попугай из песенки Высоцкого, «Жираф большой, ему видней».
Ну и завершим наш сегодняшний обзор двумя представительницами прекрасного пола. Немкой Доро Пеш и финкой Тарье Турунен.
Доро Пеш начинала как солистка группы Warlock и с этой группой достигла популярности. Но затем из-за смен состава и запутанной ситуацией с обладанием прав на название с 1988-го года Доро работает с группой имени себя, регулярно меняя музыкантов под текущие творческие задачи. Ровной дискографию этой железной фрау не назовешь, есть у нее и сильные диски, есть проходные, есть откровенно неудачные, но в работоспособности ей не откажешь и титул королевы хэви-метал вряд ли кто-то у нее отберет. А последний на сегодняшний день диск Доро «Forever Warriors/Forever United» 2018-го года показал, что сдавать позиций эта дама явно не собирается. Ну а нам то что? Главное, чтоб качественные альбомы не забывала выпускать!
Перипетии, связанные с уходом Тарьи Турунен из состава Nightwish, я тоже не стану здесь обсуждать. Факт в том, что группа и вокалистка, благодаря которой Nightwish сделали себе имя, приняли решение о расставании. По сольным альбомам Тарьи видно, что узкие рамки симфо-пауэра ей наскучили. Но, с другой стороны, открывшиеся границы вскружили метал-диве голову. Нет, по части качества материала и звука на ее сольниках претензий нет (хотя материал стал более коммерческим ориентированным на массовую аудиторию, впрочем в этом ничего плохого нет), благодаря сотрудничеству с разными авторами песни разнообразны и среди них попадаются и достаточно хитовые особенно на фоне последних дисков банды Туомоса Холопайнена, которые, на мой взгляд, грешат некоторым занудством. Но, вместе с тем, обилие приглашенных авторов оборачивается тем, что на сольных альбомах Тарьи отсутствует некая цельность, единый стержень. А из-за этого ее сольники слушаются как набор милых приятных песенок без какой-либо объединяющей идеи. Тем не менее, петь Тарья хуже не стала, и ценителям ее вокального мастерства альбомы заходят.
На этом я, пожалуй, закончу. Конечно, сольные опыты метал-вокалистов этими примерами не исчерпываются, есть сольники и у Тимо Котипелто из Stratovarius, и у ныне, увы, покойного Андре Матоса из Angra, и у Винса Нила из Mötley Crüe. Но, как говорится, нельзя объять необъятное. Я перечислил музыкантов и работы, значимые лично для меня. Что не умаляет заслуг других мастеров жанра.
А на сегодня все, спасибо вам за внимание и до новых встреч.