Евгений Лазаренко
Обозреватель TV Mag
28 июля ряд СМИ сообщил, что из сетки Первого канала в новом сезоне исчезнет передача «Док-Ток», и причиной тому – низкие рейтинги. Пресс-служба канала поспешила возразить, что ток-шоу Ксении Собчак и Александра Гордона просто ушло в отпуск и с сентября вернется на экраны. Однако, повод для разговоров остался: нужно ли зрителям Первого ток-шоу, где обсуждаемые события воспроизводятся актерами? Не устала ли публика от Собчак?
Сам формат, где скрещены разговорный жанр и реконструкция событий, подавался как прорывный самой Ксений. При этом первый же «выстрел» проекта оказался «в молоко»: февральский выпуск 2020 года про дело сестер Хачатрян вызвал солидарное возмущение комментаторов, на YouTube выпуск собрал в четыре раза больше дизлайков, чем знаков одобрения. Именно реконструкция трагической истории вызвала наибольшее недоумение: «Когда героине ток-шоу показывают её же изнасилование – это действительно "прорыв" в телевизионном формате под названием "дно"», – такой комментарий адекватно резюмирует претензии зрителей.
Даже этот дебютный выпуск, более-менее резонансный, оказался за полтора года посмотрен менее 900 тысяч раз на YouTube – прочие выпуски чаще собирают в несколько раз меньше просмотров. Для сравнения, житейские проблемы в ток-шоу «Пусть говорят» стабильно привлекают сотни тысяч интернет-зрителей за считанные дни. Создатели «Док-Ток» попытались исправить ситуацию разными методами: от актеров – главной фишки шоу –отказались и пригласили еще одного ведущего, маститого Александра Гордона. Вроде как в помощь Собчак, но по факту – снизить градус раздражения зрителя от Ксении с ее анамнезом в «Доме-2» и риторикой, не всегда отражающей мнения, транслируемые главным каналом страны.
С приходом Гордона в студии снизился градус полемики, участники шоу начали проявлять трогательное единодушие с ведущим – и хоть рейтинги гордоновских выпусков, вроде бы, начали превышать собчаковские, такое отсутствие остроты вряд ли пошло шоу на пользу. Это было заметно, например, по выпуску об отравлении Навального, где фамилию оппозиционера, о чудо, начали произносить официально, однако, выпуск закономерно свелся к трансляции «генеральной линии партии» из серии «я – не я, и лошадь не моя». Собчак вряд ли свела бы такую неудобную тему к взаимному поддакиванию.
В плане освещения политических тем «Док-Ток» практически не отличается от шоу «Время покажет» на том же Первом или любого другого на госканалах, где всей студией накидываются на какого-нибудь мальчика для битья, вроде Майкла Бома, и коллективно укореняются в едином мнении. В таких условиях Собчак бы только мешала – пусть вон лучше про тиктокеров вещает, они хоть с виду безопасней коварных англо-саксов. И Ксения вещает, потому что аргументированно видит будущее за Даней Милохиным, как бы юный миллионер в платье ни раздражал взрослую аудиторию.
Такое будущее зрителям Первого сложно принять, но понять-то хочется: потому что эта шпана своим веселым дуракавалянием и открытой улыбкой уже стирает с лица земли то посконное и домотканое, за что цепляется телеаудитория. Оставляя на своей орбите Собчак, Первый хотя бы одним глазом старается поглядывать вперед, а не позволяет стране окончательно впасть в сон золотой, все больше похожий на летаргию.