Что влияет на успешность в изучении иностранного языка? Очевидно, что множество факторов могут воздействовать на процесс обучения и его результаты, однако наверняка должны быть общие закономерности, свойственные разным группам учеников.
Есть ли данные о зависимости от пола, возраста, мотивации к учебе? Ученые провели ряд исследований, чтобы ответить на этот вопрос.
Одно из таких исследований было проведено в 2017 году в Сараево (Босния и Герцеговина).
Целью ученых было выяснить, как пол и возраст школьников связан с их мотивацией и успехами в изучении английского языка. В нем приняли участие 185 учащихся трех возрастных групп: 10 лет, 14 лет и 18 лет.
Оказалось, что наибольшая мотивация к изучению иностранного языка присутствовала у десятилетних школьников, и наименьшая – у подростков старшего класса. При этом девушки показали большую мотивацию и лучшие результаты в изучении английского во всех возрастных группах.
Авторы исследования объяснили полученные результаты следующим образом. Из-за того, что в Боснии и Герцеговине детские передачи и мультфильмы не переводятся на боснийский язык, многие дети с детства обладают высокой мотивацией к изучению английского языка, так как желают смотреть любимые передачи и понимать их. Кроме того, девочкам в целом свойственна более высокая мотивация к изучению иностранного языка, что влияет на их старания в учебе – что в свою очередь сказывается на оценках.
Бытует мнение, что более раннее начало изучения иностранного языка благоприятно сказывается на результатах обучения. В 2018 году было опубликовано исследование ученых из Швейцарии, в котором были сопоставлены данные двух групп учеников за пять лет обучения: первая группа начала учить английский в восьмилетнем возрасте, а вторая группа – на пять лет позже. Всего приняло участие 636 детей.
Оказалось, что более раннее начало обучения было эффективным только для тех детей, которые воспитывались в двуязычных семьях, получали помощь от родителей в их обучении и были билингвами. Результаты остальных детей обеих групп выборки были сравнительно одинаковыми.
В исследовании, опубликованном в 2020 году учеными из Японии, авторы задались целью выяснить связь между полом и мотивацией учащихся. Были собраны данные 513 учеников в возрасте 10-11 лет. Оказалось, что мальчики обладают меньшей мотивацией к изучению иностранного языка по сравнению с девочками.
В этом же году было опубликовано исследование, проведенное в Китае, в котором были собраны результаты языковых экзаменов 804 девушек и юношей, учащихся колледжей и университетов. Анализ данных показал, что при одинаковых условиях обучения девушки гораздо лучше справились с заданиями экзамена. Ученые объяснили полученные результаты как следствие половых отличий в развитии мозговых структур девушек и юношей, которые сказываются на когнитивных навыках и успешности в изучении иностранного языка.
Владение подобной информацией, собранной на различных выборках учащихся, может помочь учителю прогнозировать результаты обучения и планировать уроки более эффективно в зависимости от релевантных факторов.
Например, можно предусмотреть мероприятия, направленные на развитие мотивации к изучению иностранного языка у учеников мужского пола. Кроме того, девочкам и девушкам возможно будет интересна и полезна более сложная программа обучения.
Так или иначе, общие факторы могут терять значимость перед индивидуальными отличиями, так как каждый ученик уникален. Сбалансированный учет индивидуальных особенностей и общегрупповых характеристик поможет сделать обучение наиболее эффективным.
Что скажете вы на основе вашего личного опыта? Согласны, что девушки умнее и сообразительнее?