Битва за Британию сражение авиации Великобритании и Нацистской Германии в ходе Второй мировой войны, которое продолжалось с 10 июля по 30 октября 1940 года. Сам термин «Битва за Британию» впервые использовал премьер-министр Уинстон Черчилль, когда говорил о попытке Третьего рейха завоевать господство в воздухе над югом Англии. В русскоязычной литературе часто называется Битва за Англию.
Статья основана на автобиографии английского аса второй мировой войны Джеймса Эдгара Джонсона, который в ходе Второй мировой войны смог одержать 38 побед на одномоторном самолете.
Все награды Вице-маршала авиации Джеймса Эдгара Джонсона;
- Орден Бани;
- Орден Британской империи;
- Орден за выдающиеся заслуги;
- Крест за летные заслуги;
- Орден Почетного Легиона (Франция);
- Орден Легиона доблести (США);
- Крест за летные заслуги (США);
- Орден Леопольда (Бельгия);
- Военный Крест (Бельгия);
* В годы войны в Корее он воевал в составе ВВС США
В автобиографии Джеймс Э. Джонсон рассказывает о своей карьере военного летчика, которую он начал в Добровольческом Резерве Королевских ВВС Великобритании и закончил вице-маршалом КВВС.
По мнению Джеймса Э. Джонсона, есть несколько причин, почему нацистская Германия не смогла одержать победу в Битве за Британию.
Недооценка немецкой разведки объёмов выпуска самолётов, они считали, что Британия выпускает от 180 до 330 истребителей в месяц, хотя к середине 1940-го производилось уже около 450 (всего за год — 4283 против 1870 немецких). Англичане использовали и «скрытые фабрики» по производству самолетов, которые были построенные перед войной, промышленность нацистской Германии отставала по производству истребителей втрое. Но не надо забывать, что в период Битвы за Британию англичанам приходилось посылать самолёты на Ближний Восток (против Италии), почти не имея пополнения из-за рубежа, предлагалось даже купить самолёты у СССР.
Развитая сеть радаров, которая заблаговременно предупреждала командование Королевских ВВС о налете немецких бомбардировщиков. Немцы считали английские радары устаревшими, но они не знали, что они являются лишь частью сложной системы. Территория Британии была разделена на группы, группы на сектора. Самолёты засекались радарами на побережье и их встречали посты наблюдения, их было порядка тысячи, на которых определялся тип самолета, их количество и примерной высотой и направлением полета. Операторы в центрах истребительного командования, выставляли на карту фишки со всеми полученными данными, попутно фильтруя информацию от неточных данных. На основе полученной информации командующие секторов решали, какую эскадрилью поднимать по тревоге на перехват. Такая система исключала изнурительные патрули, а летчики истребители могли отдыхать на земле в ожидании боевого задания.
По мнению Джеймса Э. Джонсона Люфтваффе никогда не заканчивала начатое, что это значит. В самом начале Битвы за Британию командование Люфтваффе сосредоточилось на ударах по военным и гражданским аэродромам, а так же по фабрикам и заводам. Как отмечает Джеймс Джонсон, при ударах по аэродромам англичане всегда теряли технику и летное поле выходило из строя на определенное время, либо вообще приходило в негодность. В какой-то момент Люфтваффе переключается на бомбардировку городов и в основном это Лондон, цель это сломить волю англичан сопротивляться, при этом они практически перестали совершать налеты на аэродромы. Джеймс Джонсон считает, что если бы Люфтваффе продолжало действовать по первоначальной тактике, им было бы гораздо сложнее в этой битве.
Немецкие летчики обвиняли Люфтваффе в неверном тактическом использовании истребительной авиации во время Битвы за Британию. За это время командование Люфтваффе несколько раз переписывали директивы для летчиков-истребителей по сопровождению бомбардировщиков, "метаясь из стороны в сторону", они только приводили в бешенство немецких летчиков. Бывало и такое, что на задание летали одни Junkers Ju 88 без какого либо прикрытия истребителей.
И в заключении о потерях техники в ходе Битвы за Британию, цитата из книги "Лучший английский ас":
С 10 июля по 31 октября Королевские ВВС Великобритании заявили об уничтожении 2698 самолетов Люфтваффе, но согласно немецкой хронике было сбито 1733. Таким образом, можно считать, что в ходе Битвы за Британию наши пилоты преувеличили свои достижения почти на 50%. Заявления же немецких летчиков-истребителей были гораздо менее точными. За этот же период они "сбили" не менее 3058 самолетов Королевских ВВС, хотя действительные потери составили всего 915, что более чем в три раза меньше.
Спасибо за донат неизвестному читателю. Он не подписался, да и возможности я как говориться не дал, поэтому строчку "Назначение перевода" оставлю для заполнения.