Российское кино ныне явно не уступает другим участникам мирового проката. Все чаще кассовые сборы за рубежом превосходят даже отечественные.
Зарубежные фильмы в российском прокате занимают немалое место. Но это не значит, что наши кинокартины не могут стать такими же популярными за рубежом. Хорошо снятые шедевры кино не только дают представление о жизни и культуре в России, но и популяризируют немаловажные проблемы общества в массы.
«Русский ковчег» (2002), в России — $500 тысяч, в мире — $7,9 млн
Фишка фильма Александра Сокурова в том, что снимали его одним кадром. Это значит, что никаких монтажных склеек в нем не присутствует. В то время такой прием считался мало популярным и едва не революционным.
В России кинолента не пользовалась особой популярностью. Ее показали всего в двух кинотеатрах, соответственно, и кассовые сборы были мизерными. Но за рубежом «Русский ковчег» оценили на «ура». Режиссер Стивен Спилберг даже внес его в список любимых фильмов, а его коллега с Мексики Алехандро Гонсалес Иньярриту сознался, что концовка кинокартины была настолько прекрасной, что он едва не расплакался.
Только в США фильм собрал 3 миллиона долларов, в Канаде – 1,9, а в Австралии – 1,1 миллион. Общая сумма кассовых сборов за рубежом – 7,9 млн, а в России – всего 500 тысяч долларов.
«Ночной дозор» (2004), в России — $16,1 млн, в мире — $17,9 млн
«Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова в свое время побил рекорды в родной стране и стал самым кассовым фильмом всех времен. Только в России кинокартина собрала более, чем 16 миллионов долларов. Таким образом, «Ночной дозор» тогда перегнал в продаже даже первую часть«Властелина колец».
Премьера состоялась 27 июня 2004 года во время Московского кинофестиваля. Учитывая популярность фильма, в 2006 году выпустили вторую часть под названием «Дневной дозор». Представители Fox Searchlight Pictures заплатили 4 миллиона долларов за приобретение прав на распространение обеих частей по всему миру.
«Монгол» (2008), в России — $6,7 млн, в мире — $21 млн
Фильм режиссера Сергея Бодрова был номинирован на премию Оскар в 2008 году. Это не дает усомниться в том, что кинокартина стала популярной не только в России, но и за рубежом.
«Монгол» впервые показали 20 сентября 2007 года. На международном уровне кассовые сборы фильма составили почти 21 миллион долларов США. Зарубежные критики назвали номинанта на премию «Оскар» безусловно лучшим боевиком про азиатских кочевников XII и XIII веков. Номинировали кинокартину как лучший фильм на иностранном языке.
«Адмиралъ» (2008), в России – $4,6 млн, в мире – $5,1 млн
Картина получила немало критики в СМИ. Ей закидывали поверхностность, а также использование недостоверных фактов. Но режиссер Андрей Кравчук заверил, что главное в фильме – это судьбы людей в тогдашних условиях, а не историческое исследование.
Тем не менее кинофильму удалось заработать крупную сумму на прокате. За рубежом он собрал немного больше, чем в России. По словам критиков, такую популярность принесла картине интересная историческая тема и ярко снятый сюжет.
«Сталинград» (2013), в России – $51,7 млн, в мире – $16,7 млн
«Сталинград» Федора Бондарчука стал самым кассовым фильмом 2013 года в России. 33,8 миллиона долларов ему удалось заработать только за 11 дней отечественного проката. После чего сумма кассовых сборов не переставала увеличиваться.
Критики откликались о картине совершенно по-разному. Кто-то обвинял создателей фильма в недостоверности исторических фактов и не патриотичности, а некоторые наоборот пророчили, что кинолента станет классикой.
За границей «Сталинград» сумел собрать меньше, чем дома. Но все же, более 16 миллионов долларов говорят о том, что зарубежным зрителям, в целом, фильм зашел хорошо.
«Он — дракон» (2015), в России — $1,6 млн, в мире — $8,8 млн
Фильм «Он — дракон» появился в российском прокате в 2015 году, но особой прибыли от соотечественников кинокартина не получила, собрав чуть больше полутора миллиона долларов.
Позже фильм появился в списке наиболее популярных на китайских сайтах пиратского варианта. А после выхода в мировой прокат, ему удалось собрать почти 9 миллионов долларов. После такого успеха ленту назвали самым кассовым российским кинофильмом за рубежом в 2016 году. Он также получил премию «Блокбастер», которую присвоили представители издания «Кинобизнес сегодня».
«Снежная королева 3: Огонь и лёд» (2016), в России — $5,1 млн, в мире — $19,5 млн
При первоначальном бюджете в 360 миллионов рублей анимационный фильм режиссера Алексея Цицилина считают настоящим мировым блокбастером. В 2017 году он сумел побить рекорд и стать наиболее кассовым российским фильмом, который появился в зарубежном прокате. За это ему присвоили звание «Блокбастер».
Всего в России третья часть «Снежной королевы» собрала 5,14 миллиона долларов. Но и в других странах мира фильм отличился не меньшей популярностью. В Южной Корее он собрал 2,39 миллиона долларов, а в Болгарии фильм вошел в десятку наиболее высоких кассовых сборов. Анимационная кинокартина также попала в топ-чарты по кассовым сборам в Чехии и Словакии, где кассовые сборы составили 144 тысячи евро. А вот в Китае мультфильм стал самым продаваемым российским хитом и заработал 11,55 миллиона долларов.
Учитывая заработок от проката в России, мультфильму удалось получить около 30 миллионов долларов.
«Защитники» (2017), в России — $4,9 млн, за рубежом — $6,7 млн
В первый день показа фильм режиссера Сарика Андреасяна сумел собрать около 83 миллионов рублей. Но позже цифры начали активно снижаться. Кинолента спровоцировала негативную реакцию российских критиков, а зарубежные – акцентировали внимание на тематике Холодной войны.
Тем не менее за рубежом кинокартина стала куда более успешной, собрав в полтора раза больше, чем в отечественном прокате. В родной стране кинолента заработала около пяти миллионов долларов, а за рубежом – почти 7 миллионов. Так что в 2017 году фильм «Защитники» назвали наиболее кассовым по мировым меркам.
«Нелюбовь» (2017), в России — $1,4 млн, в мире — $4,8 млн
Фильм Андрея Звягинцева дома оценили не столь хорошо, как за рубежом – 1,4 миллиона против 4,8. Режиссер уверен – такое отношение отечественных зрителей к ленте произошло из-за того, что в ней рассказывают правду. Российская публика негодовала, мол, зачем показывать народ с такой стороны и распространять это в массы за границей.
Тем не менее в других странах мира фильм оценили достаточно высоко. Его номинировали как лучший иностранный фильм на премии «Оскар», а также вручили приз на Каннском кинофестивале.
«Движение вверх» (2017), в России – $52 млн, в мире – $15 млн
Спортивная драма Антона Мегердичева побила всевозможные рекорды по кассовым сборам за рубежом в 2017 году. Только в Китае она собрала 13 миллионов долларов. А представители государства КНР призвали смотреть «Движение вверх» всех спортсменов, которые собираются участвовать в Олимпийских играх.
5% от общей суммы сборов за рубежом припадает на Германию и балтийские страны. В России и в странах СНГ удалось заработать около $52 миллионов.
«Большое путешествие» (2019), в России — $2,2 млн, в мире — $4,9 млн
В 2020 году мультфильм Натальи Ниловой и Василия Ровенского стал самым кассовым за границей. Почти 5 миллионов долларов удалось в совокупности заработать от показа в разных странах мира. При этом в России он собрал в два раза меньше.
Наиболее мультипликационная история заинтересовала жителей Нидерландов. Там удалось собрать 1,8 миллиона долларов. В Турции, Португалии, Италии, Испании, Чехии, Польше, Румынии и Южной Кореи фильм заработал еще 3 миллиона долларов.
Так что отечественные фильмы зачастую становятся популярными за границей. Иногда кассовые сборы даже значительно превышают российские. Так или иначе, цифры говорят о том, что с каждым годом российский кинематограф все более развивается. Вместе с тем крепчает и его мощь на международной арене.
Понравилась подборка? Не забудь подписаться, чтобы не пропустить еще много интересного!