Наверное, многие слышали, что наша страна является не просто безусловным лидером в вопросах строительства ледокольного флота, но и фактически монополистом в этой сфере.
Действительно, на сегодняшний день, у России не только больше всех в мире дизельных ледоколов. Мы единственная страна, имеющая атомный ледокольный флот. У претендующих же на господство в Арктике американцев, всего несколько дизельных судов этого класса, из которых в море могут выходить лишь два более-менее мощных ледокола, значительно при этом, уступающие российским.
Но в чем же сложность постройки этих кораблей? Что такого необычного в конструкции ледокола, что позволяет ему свободно ломать многометровые слои льда, и чем же он так принципиально отличается от остальных кораблей, не умеющих это делать?
Может быть, это все делается при помощи невероятно мощного двигателя и острого носа?
Нет, ледокол не врезается носом в глыбы льда, как нож в сливочное масло. Конечно, более-менее тонкие льды можно сломать, просто двигаясь непрерывным ходом вперед, но с более толстыми льдами, этот фокус уже не пройдет.
Тут уж каким бы мощным ни был двигатель и какой бы прочной ни являлась конструкция судна, все же понадобится несколько иной подход
Всё дело в форме.
Нет, конечно же значимость силовой установки здесь тоже переоценивать нельзя, однако главным инструментом ледокола в борьбе с замерзшей водой, является его собственная форма.
Это обычным кораблям нужен острый нос, чтобы разрезать волны. Ледоколу же необходима совершенно иная конструкция корпуса.
Обратите внимание на фотографии ледоколов. Помимо того, что они имеют прочный, усиленный корпус, чтобы противостоять толстому льду, корпус ледокола имеет несколько закругленную форму.
Дело в том, что благодаря такой форме, судно как бы выезжает из воды на лёд, находящийся перед ним. И когда корабль наползает на льдину, собственно, под его весом, лед и ломается.
Таким образом, несмотря на название "ледокол", подразумевающее что он колет лед, на самом деле, лёд он все же на раскалывает, а ломает своим весом.
Но это не единственное оружие, которым обладает ледокол. Сломать подошедший к бортам сбоку лед, можно при помощи крена и балластных цистерн. Заполняя водой цистерны с одного из бортов, можно создать крен, благодаря которому, судно может сломать лед и своими бортами.
Зачастую, это важно при риске вмерзания судна во льды, что в разные эпохи сгубило не один корабль.
Также балластные цистерны могут применяться и при наползании на лед, чтобы приподнять в нужное время нос ледокола, сделав корму тяжелее
Бывает, что лед приходится ломать и при помощи ходовых винтов. Для этого судно разворачивается кормой вперед и буквально рубит лёд, как кухонный комбайн капусту.
Потому винты ледокола изготавливаются по специальным технологиям и не похожи на винты обычных кораблей, для которых, такой фокус закончился бы выходом из строя двигательной установки.
В общем, устройство ледокола, гораздо сложнее, чем может казаться на первый взгляд. Может быть, от того, что у наших конкурентов по освоению Арктики, нет соответствующей инженерной школы, они и не могут приблизиться к России в этом вопросе?
Но об этом никогда не станут говорить те, кто любит порассуждать о том, что России, дескать, нечем гордиться.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и на Ютубе, не забывайте ставить лайки. Впереди нас ждет еще много интересного.