Найти тему
"Крымский аналитик"

Кто и как выселял крымских татар из Крыма?

Евпаторийские крымчаки. Они погибли от рук фашистов и их пособников в Крыму
Евпаторийские крымчаки. Они погибли от рук фашистов и их пособников в Крыму

"В мае 1944 года к нашему дому подъехала военная бричка с четырьмя солдатами. Мать вышла на улицу, пригласила солдат в дом, хотела их покормить, но те отказались. А в пять утра они постучали в окно к соседям. У нас во дворе жили две татарские семьи, им приказали собирать вещи. Потом соседей погрузили на бричку и отвезли на улицу Пионерскую, на сборный пункт. В этот же день в военкомат вызвали допризывников и комсомольских активистов и отправили охранять опустевшие дома. Им позволили там готовить себе еду, но выносить ничего из дома не разрешали. А потом конфискованные у крымских татар вещи раздали городским активистам".

Глава из книги Марк Агатов «История крымчаков Евпатории».

Найти молельный дом крымчаков оказалось несложно. Давид Моисеевич привел меня в Степовой переулок и сказал, что до войны его называли «крымчакским». Молельный дом крымчаков «Къаал» располагался недалеко от караимских кенас, и сегодня это длинное одноэтажное здание выделяется на фоне остальных строений. Местные жители подтверждают, что в доме №8 по Крымчакскому переулку располагалась, как они ее назвали, «крымчакская церковь» и советуют обратиться в соседний дом к сестрам Калиниченко, которые жили здесь еще до войны.

Разговор с хозяйкой дома начинает Давид Моисеевич. Он рассказывает женщинам, что до войны жил в доме у маслобойки и просит показать домовую книгу. Мы надеялись таким образом найти документальные подтверждения существования в городе «крымчакского переулка». Нам показывают домовую книгу, да только найти нужной записи не удалось. Дело в том, что после войны при обмене на новую, старую домовую книгу забрали.

Старшая из сестер 84-летняя Валентина Васильевна Калиниченко подтверждает, что переулок назывался «крымчакский».

— А в восьмом номере был молельный дом крымчаков. Там парадная была и шестиконечная звезда. Я помню себя с 8 лет, но в 1930 году церковь уже не работала. Потом было там общежитие, а во время войны в этом доме жили крымчаки — семья священнослужителя. Их всех расстреляли фашисты. После войны однажды туда пришел пожилой крымчак, его пригласили во двор, но он не зашел. Сказал, что здесь фашисты расстреляли его мать, и ему больно смотреть на этот дом. Кстати, и в нашем доме до революции жили крымчаки.

В подтверждение своих слов Валентина Васильевна приносит купчую, в которой записано, что ее отец Калиниченко Василий Константинович в 1922 году купил этот дом за 75 миллионов рублей у семьи Ачкинази.

Мы покинули гостеприимных хозяев и направились в сторону Караимской улицы.

— Так что я не ошибся, — продолжил экскурсию в прошлое Давид Моисеевич, — теперь ты точно знаешь, где находился «Къаал» и Крымчакский переулок.

Но я не спешу расставаться со своим учителем физкультуры. Мне интересно знать, как сложилась его судьба после освобождения Евпатории от фашистов..

— К тем, кто был в оккупации, после войны относились с недоверием. В мае 1944 года к нашему дому подъехала военная бричка с четырьмя солдатами. Мать вышла на улицу, пригласила солдат в дом, хотела их покормить, но те отказались. А в пять утра они постучали в окно к соседям. У нас во дворе жили две татарские семьи, им приказали собирать вещи. Потом соседей погрузили на бричку и отвезли на улицу Пионерскую, на сборный пункт. В этот же день в военкомат вызвали допризывников и комсомольских активистов и отправили охранять опустевшие дома. Им позволили там готовить себе еду, но выносить ничего из дома не разрешали. А потом конфискованные у крымских татар вещи раздали городским активистам.

В 1945 году я вступил в комсомол, работал слесарем-водопроводчиком, учеником шофера и водителем на местном узле связи, а в сорок шестом — меня направили на учебу в крымский областной техникум физической культуры, который располагался в Евпатории. В городе сразу после войны была страшная разруха, и каждый студент должен был часть свободного времени отработать на восстановлении города. Горожане разбирали здания, собирали мусор. Я работал «высотником», разбирал верхние этажи зданий.

По окончании техникума, в 1949 году, был утвержден директором специализированной школы молодежи по плаванью и проработал там два года. Потом служил в армии начальником физподготовки полка.

Вернувшись в Евпаторию, работал учителем физкультуры вначале в девятой, а потом в десятой школах. В 1962 году вступил в партию и 30 лет был секретарем партийных организаций: вначале школьной, а потом− городского отдела образования и внешкольных учреждений.

Давид Моисеевич Эль перечисляет свои общественные должности: инспектор народного контроля, внештатный инспектор горкома партии, внештатный инспектор министерства образования, член комитета физкультуры…

— В школе я проработал 15 лет. Потом меня назначили на должность директора спортивной школы. Оттуда и ушел на пенсию.

— Есть в вашей биографии весьма интересная деталь. Как мог бывший коммунист, секретарь парторганизации, который в комсомольские годы ходил в рейды к церкви, чтобы не допускать туда комсомольцев, стать председателем духовного управления религиозных общин караимов Украины?

— Люди меняются с годами. Да и в семье моей были верующие. Отец в свое время окончил духовное училище. В пятидесятые годы в кенасе собирались одни старики. И вот однажды туда пришли люди, которые прямо во время службы порубили алтарь и на долгие годы закрыли ее. Так советская власть боролась с религией, с историческим прошлым маленького народа. Сейчас оставшиеся в живых караимы восстанавливают свои памятники, свою историю, и я в меру сил помогаю им.

Мы расстались с председателем высшего Совета караимов Украины, сопредседателем межконфессионального совета «Мир дар божий», лауреатом премии имени Семена Дувана Давидом Моисеевичем Эль у ворот караимских кенас. Я поблагодарил своего бывшего учителя за помощь в поисках Крымчакского переулка.

Продолжение следует...

Реклама

-2

Вольф Мессинг: «Никогда не общайся с миром мертвых, не ищи там помощи и защиты. Надейся только на собственные силы и удачу. Запомни, пока я жив, я помогу тебе, но после моей смерти забудь о Мессинге и его опытах, и не пытайся найти меня в чужом для тебя мире, потому что это опасно, очень опасно для тех, кто живет на этой земле».

Источник: www.agatov.com

Фото "Крымский аналитик" Яндекс.Дзен

Все книги писателя Марка Агатова на РИДЕРО

Книги писателя Марк Агатов на ОЗОНЕ

Книги писателя Марка Агатов на ЛитРес

Книги писателя Марк Агатов на АМАЗОНЕ

Все книги писателя Марка Агатова на Букмейт