Вспоминаю с отвращением, какая же группка бездельников и трепачей пристроившись на теплое место в пограничном ОИСБ кормилась за государственный счёт, считаясь "офицерами", в то же время не умея совершенно ничего, что должен знать и уметь офицер. Политзанятия, кружки, политинформации, партийные и комсомольские собрания- вся эта "лабуда" выдавалась ими за бурную и необходимую деятельность.
Новый врио замполита
В один из последних зимних дней по нашей стройке в Балаклаве, в сопровождении командира 1-й ИСР Кваши бродил какой-то капитан. Вроде знакомая физиономия. В хорошо подогнанной шинели, в начищенных хромовых сапогах и в лиховато сдвинутой, чуть, набок зеленой фуражке. Офицер выглядел таким, плакатным глянцевым героем на фоне нашего замызганного ротного. Грязь, холод и сильный ветер на объекте заметно раздражали капитана. Стараясь не пачкаться, он издалека, задавал вопросы работающим солдатам, и не получив внятного ответа, раздражался еще больше, срываясь на Кваше. В этот день, работа на стройке была завершена раньше, примерно на два часа. Почистились, переоделись, и строем двинулись в свою казарму, попутно гадая, чтобы это все значило. Придя в казарму, сразу, всех загнали в Ленинскую комнату. Там уже были поставлены столы и маленькая кафедра для выступающего. Перед нами расселись наши командиры: ротный, взводный и прапорщик. Капитан занял место на кафедре, тут, я хорошо его рассмотрел, и даже вспомнил, где видел - во время принятия Военной присяги.
Это был капитан Осипчук, по кличке "Осип", секретарь партийного комитета батальона. Ушлый и хитрейший хохол, которого многие не долюбливали и побаивались в батальоне. Холеный, средних лет, он мало вникал в военно-строительные будни, а основным своим занятием сделал распределение дефицита, поступающего в магазин Военторга, заодно любил лезть в семейную жизнь офицеров и прапорщиков. Свою жену, Осип пристроил в санчасти, и был одним из немногих, кто сумел урвать ( в этом не было сомнения) квартиру в новом доме построенным для офицеров Симферопольского погранотряда. Не забывал Осип и про солдат. Продвинутый был! Рассказывали, что он вызывал в кабинет на душевную беседу, а под фуражкой, что на столе лежала - прятал кассетный диктофон. Потом, перед изумленным солдатиком прокручивал запись и ставил перед "фактом": или стучишь, или... Кто-то находил в себе силы и посылал Осипа подальше, кто-то "прогибался" и становился стукачом.
Из начавшегося выступления Осипа, стало понятно, что заместитель командира батальона по политической части капитан Тютюнник, уехал на новое место службы. Временным исполняющим обязанности замполита, будет Осип.
Зачем нужны замполиты?
После такого краткого информационного вступления, Осип, продолжил перед нами свое выступление. Его речь, с заметными, украинским акцентом, была запутана и абсолютна бессмысленна. Я, сидя в первых рядах, тщетно пытался понять, что он "городит"? Это была какая-то "цыганочка с выходом"! Вражеские капиталистические государства кольцом окружили СССР, советский народ вот-вот, с помощью перестройки построит социализм с "человеческим лицом". Только мы - 4-й взвод 1-й ИСР, никак не можем осознать всю ответственность момента, строим плохо, дисциплина слабая и т.д. Теперь, политработники должны подтянуть наше политическое, идеологическое, нравственное воспитание. Наконец- то, Осип заткнулся, чтобы перевести дух, и сделать глоток воды из графина. По традиции, Осип, обратился в зал к сидящим солдатам и сержантам: -У кого имеются, ко мне вопросы?
Тишина. Вдруг: -Разрешите! Рядовой Волков. Товарищ капитан! А зачем нам нужны замполиты? Это дембель с моего отделения, давно "забивший" на службу, и которого ничего не интересует, кроме игры на своей гитаре. Что с ним такое? Видно, действительно, не надо замполитам выступать перед дембелями, два года слушать непрерывно, то, что тебе "сикуют" в уши. Осип напрягся, и как будто впал в транс. Напряглись и офицеры. Никто не ожидал, такой, резкой, и вообщем, логичной постановки вопроса. Наконец, Осип, очнулся и медленно, тщательно подбирая, слова заговорил: -Волков, знакомая фамилия. Ты просил командира роты, отпустить в отпуск, когда у тебя родился ребенок. А службу, ты нес не очень хорошо. Я и капитан Тютюнник отстаивали перед командиром батальона твой отпуск. Ты должен меня за это на коленях благодарить, иначе, так и знал бы свое дитя по фотографиям. Как у тебя, Волков, только язык поворачивается, такое про замполитов говорить. Только мы - замполиты, можем и разбираемся с заботами своих подчиненных. Ну, тут, с задних рядов, послышался глухой ропот. Дембеля и деды глухо заворчали: -Знаем мы вашу "заботу". Врете и болтаете про "светлое" будущее, а мы, тут на стройке гробимся и пашем. Молодцы ребята! -, мысленно похвалил их я, утерли нос, этому болтливому клоуну.
Ситуация принимала, явно дурной оборот. Вскочил ротный, и быстро затороторил: -Хватит болтать. Кто там такой, умный? Саунов, ты? Вот уволишься, будешь дома митинговать. Товарищ капитан, - беря Осипчука за рукав, ротный, продолжал,- пойдемте в канцелярию, я вам отчеты, еще не все показал. Осип, и сам был рад, представившейся возможности, улизнуть из Ленинской комнаты, и быстро пошел с Квашой к выходу. -Встать! Смирно! -, подал команду командир взвода. - Выходим строиться. Думали, что теперь начнеться "кипешь". Нет. Все тихо. Наверное, дело не в том какими замполиты были. Дело в том, что они в ОИСБ ( как и во всех Вооруженных Силах) не нужны. Лишние люди.
В оформлении использованы фотографии с сайта: pogranec.ru
Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!