По итогам нашего полуторамесячного автопутешествия по России, мы набросали несколько заметок-советов, которые дали бы самим себе перед поездкой. Что-то из этого мы сделали сразу, а до чего-то догадались уже после. Поэтому решили составить такой «список дел» для других и себе на будущее (хотя вряд ли в ближайшее время мы что-то подобное повторим).
Возможно, какие-то советы покажутся опытным путешественникам очевидными, но эта статья, прежде всего, для тех, кто только думает о таком виде туризма. Если я что-то упустила, то, надеюсь, опытные дополнят. Итак,
1. Конечно, в первую очередь надо позаботиться об исправности автомобиля. Перед поездкой мы сделали полную диагностику, техосмотр, проверили тормоза, поменяли расходники, сделали ещё кое-что, что давно требовало ремонта (у нас это была подвеска), и только потом со спокойной душой отправились в маршрут. Также стоит проверить срок действия страхового полиса, у нас он заканчивался как раз посередине путешествия, поэтому мы оформили новый заранее.
2. Несмотря на то, что вы должным образом подготовили автомобиль к дороге, всё равно необходимо быть готовым к неожиданным поломкам и неисправностям. Такое бывает, это нормально. Особенно, если автомобиль не новый. У нас поломка случилась в первый же день путешествия, что сильно нас огорошило. Сгорел генератор, и нам пришлось заказывать из Петербурга новый и провести сутки в Новгородской области. Поэтому, на всякий случай, планируя бюджет поездки, необходимо заложить деньги на ремонт/эвакуацию/запчасти. Всякое может быть. Если вы не потратите эти деньги в путешествии, по возвращении домой они будут приятным бонусом.
3. Обязательно правильно укомплектуйте автомобиль. Аптечка, огнетушитель, некоторые расходные запчасти (например, лампочки для фар), домкрат, запаска, ключ, трос, масло, омывайка, зарядное устройство для аккумулятора или провода-крокодилы, набор инструментов. Опять же, кажется, что все это вещи очевидные, но мы собственноручно выручали в поездке ребят из Карелии, которые уехали в Крым и не взяли домкрат. Парень думал, что домкрат лежит в багажнике, а когда коснулось дело, оказалось, что его там нет. Хорошо, когда маршрут проходит вблизи больших городов и/или других людей, а если неприятность случилась вдали от цивилизации?
4. Отдельно стоит подумать о канистре, но это зависит еще от того, куда вы едете. Мы решили, что канистра не будет лишней, с заправками в регионах не всегда все хорошо, бывают очень длинные участки региональных трасс без АЗС, поэтому мы возили с собой резервные 20 литров, которые позволяли не беспокоиться о загоревшейся лампочке на пустынных шоссе. Если берете канистру, не забудьте про лейку/воронку.
5. Кроме того, если вы заботитесь о бюджете, стоит заранее обзавестись бонусными картами популярных АЗС (Роснефть, Лукойл, Газпром) или приобрести банковскую карту с кэшбеком на топливо. До последнего варианта мы додумались уже после поездки, а бонусные карты заводили по пути. В итоге много бесплатных литров бензина утекло сквозь пальцы из-за того, что мы вовремя не сориентировались. Расход топлива у нас был большой, на бонусах можно было насобирать целых два бака.
6. Конечно, нужно заранее скачать оффлайн-карты всех регионов, которые планируете посетить. Связь ловит не везде, мобильный интернет нестабилен, поэтому маршруты могут зависать. Мы скачали карты Яндекса, а также maps.me. Первый удобен при проезде по трассам и городам, а второй – по сельским грунтовкам при поисках родников и мест для ночевки.
7. Но не верьте слепо навигатору. Каждый составленный им маршрут стоит проглядеть и проверить. Сбои бывают, иногда программа выбирает не самый оптимальный вариант, иногда не видит каких-то зданий или АЗС, иногда отправляет на паромную переправу, чтобы осуществить простой разворот в противоположную сторону. Поэтому удобно пользоваться двумя видами карт, когда что-то вызывает сомнения. Выставьте также правильные настройки. Например, нажмите «избегать платных дорог», если не хотите по таким ехать. А если хотите – пригодится транспондер.
8. К слову, о связи тоже нужно позаботиться заранее. В некоторых регионах не работает Теле2 или работает, но в режиме роуминга, который надо отдельно подключить, где-то ловит только МТС. Тут опять же все зависит от того, в какие дебри вас занесла нелегкая. Заранее продумайте этот момент, поищите информацию об операторах в нужном вам регионе, чтобы не быть застигнутыми врасплох. В Крыму, например, теперь вообще никакие операторы не работают. Точнее, работают, но в дорогущем и невыгодном роуминге, деньги за мобильный интернет начинают списывать уже на мосту. Мы покупали там местную сим-карту.
9. Подумайте о том, где будете ночевать. Если планируете спать в гостиницах, присмотрите варианты заранее. Если хотите спать в палатке, тем более изучите карты местности для того, чтобы не тратить время вечером. Мы часто снимали квартиры посуточно на Авито, это дешевле, чем гостиница. Ночевали и в палатке, но найти хорошее и чистое место вдалеке от шума трассы, куда можно было бы спокойно проехать на низком авто, сложно.
10. Будьте готовыми к любой погоде. Это, конечно, зависит от сезона. Но, как правило, большинство поездок совершаются в бесснежное время. Чтобы не ремонтировать спустившее колесо под дождем, возьмите с собой дождевик. Чтобы не сгореть на солнце, конечно, нужен крем от загара. Подготовьте и машину: заправьте и проверьте кондиционер (мы этого легкомысленно не сделали, так как уезжали из дома в апреле, потом пожалели), возьмите светоотражающий экран, шторки или тент, чтобы укрыть авто от солнца на стоянке.
11. Если планируете ехать долго, позаботьтесь о перекусах. В придорожных кафе мы практически не ели (только на обратном пути), поэтому всегда перед выездом из какого-то населенного пункта заходили в сетевой супермаркет и пополняли запасы. Наши любимые перекусы в дороге: яблоки, сухофрукты, сельдерей, огурцы, помидоры-черри. Это именно перекусы, которые не заменяют полноценного обеда. Мы всегда останавливались и готовили нормальный обед на горелке, ели не на ходу, отдыхали как следует.
12. В дальних поездках по регионам хорошо быть полностью автономным. Если вдруг вы оказались вдали от цивилизации со сломанной машиной, то хорошо, если у вас с собой есть запас воды, продуктов, горелка, на которой можно приготовить чай и горячую еду, а также палатка, чтобы разбить лагерь в любом месте. Конечно, это кажется экстремальным и маловероятным, но мы почти попали в такую ситуацию, когда на грунтовой дороге вдали от поселков у нас сломался генератор, а аккумулятор постепенно разряжался. Могла возникнуть ситуация, когда машина бы намертво встала, а вокруг никого и связи нет. Но тогда мы все-таки дотянули до автосервиса, нам повезло. А могло сложиться по-другому.
Ну, и наше субъективное мнение – не нужно никуда торопиться, всех все равно не обгонишь. Соблюдайте скоростной режим, не теряйте бдительности, не позволяйте себе уставать за рулем, своевременно останавливайтесь, отдыхайте, и будьте готовы ко всему.
Не претендуем на высокую экспертность в этом вопросе, список советов составлен на основе личного опыта по результатам большого автопутешествия по европейской части России. Публикации о поездке доступны по тегу #хождение на три моря