Найти тему
Полярная крачка

О чем надо подумать перед тем, как отправиться в путешествие на машине. Советы начинающим

По итогам нашего полуторамесячного автопутешествия по России, мы набросали несколько заметок-советов, которые дали бы самим себе перед поездкой. Что-то из этого мы сделали сразу, а до чего-то догадались уже после. Поэтому решили составить такой «список дел» для других и себе на будущее (хотя вряд ли в ближайшее время мы что-то подобное повторим).

По горным дорогам Дагестана. Фото автора
По горным дорогам Дагестана. Фото автора

Возможно, какие-то советы покажутся опытным путешественникам очевидными, но эта статья, прежде всего, для тех, кто только думает о таком виде туризма. Если я что-то упустила, то, надеюсь, опытные дополнят. Итак,

1. Конечно, в первую очередь надо позаботиться об исправности автомобиля. Перед поездкой мы сделали полную диагностику, техосмотр, проверили тормоза, поменяли расходники, сделали ещё кое-что, что давно требовало ремонта (у нас это была подвеска), и только потом со спокойной душой отправились в маршрут. Также стоит проверить срок действия страхового полиса, у нас он заканчивался как раз посередине путешествия, поэтому мы оформили новый заранее.

2. Несмотря на то, что вы должным образом подготовили автомобиль к дороге, всё равно необходимо быть готовым к неожиданным поломкам и неисправностям. Такое бывает, это нормально. Особенно, если автомобиль не новый. У нас поломка случилась в первый же день путешествия, что сильно нас огорошило. Сгорел генератор, и нам пришлось заказывать из Петербурга новый и провести сутки в Новгородской области. Поэтому, на всякий случай, планируя бюджет поездки, необходимо заложить деньги на ремонт/эвакуацию/запчасти. Всякое может быть. Если вы не потратите эти деньги в путешествии, по возвращении домой они будут приятным бонусом.

-2

3. Обязательно правильно укомплектуйте автомобиль. Аптечка, огнетушитель, некоторые расходные запчасти (например, лампочки для фар), домкрат, запаска, ключ, трос, масло, омывайка, зарядное устройство для аккумулятора или провода-крокодилы, набор инструментов. Опять же, кажется, что все это вещи очевидные, но мы собственноручно выручали в поездке ребят из Карелии, которые уехали в Крым и не взяли домкрат. Парень думал, что домкрат лежит в багажнике, а когда коснулось дело, оказалось, что его там нет. Хорошо, когда маршрут проходит вблизи больших городов и/или других людей, а если неприятность случилась вдали от цивилизации?

4. Отдельно стоит подумать о канистре, но это зависит еще от того, куда вы едете. Мы решили, что канистра не будет лишней, с заправками в регионах не всегда все хорошо, бывают очень длинные участки региональных трасс без АЗС, поэтому мы возили с собой резервные 20 литров, которые позволяли не беспокоиться о загоревшейся лампочке на пустынных шоссе. Если берете канистру, не забудьте про лейку/воронку.

5. Кроме того, если вы заботитесь о бюджете, стоит заранее обзавестись бонусными картами популярных АЗС (Роснефть, Лукойл, Газпром) или приобрести банковскую карту с кэшбеком на топливо. До последнего варианта мы додумались уже после поездки, а бонусные карты заводили по пути. В итоге много бесплатных литров бензина утекло сквозь пальцы из-за того, что мы вовремя не сориентировались. Расход топлива у нас был большой, на бонусах можно было насобирать целых два бака.

На бесплатном участке трассы М-4 "Дон" многие заправки закрылись из-за снижения трафика
На бесплатном участке трассы М-4 "Дон" многие заправки закрылись из-за снижения трафика

6. Конечно, нужно заранее скачать оффлайн-карты всех регионов, которые планируете посетить. Связь ловит не везде, мобильный интернет нестабилен, поэтому маршруты могут зависать. Мы скачали карты Яндекса, а также maps.me. Первый удобен при проезде по трассам и городам, а второй – по сельским грунтовкам при поисках родников и мест для ночевки.

7. Но не верьте слепо навигатору. Каждый составленный им маршрут стоит проглядеть и проверить. Сбои бывают, иногда программа выбирает не самый оптимальный вариант, иногда не видит каких-то зданий или АЗС, иногда отправляет на паромную переправу, чтобы осуществить простой разворот в противоположную сторону. Поэтому удобно пользоваться двумя видами карт, когда что-то вызывает сомнения. Выставьте также правильные настройки. Например, нажмите «избегать платных дорог», если не хотите по таким ехать. А если хотите – пригодится транспондер.

Маршрут построен :)
Маршрут построен :)

8. К слову, о связи тоже нужно позаботиться заранее. В некоторых регионах не работает Теле2 или работает, но в режиме роуминга, который надо отдельно подключить, где-то ловит только МТС. Тут опять же все зависит от того, в какие дебри вас занесла нелегкая. Заранее продумайте этот момент, поищите информацию об операторах в нужном вам регионе, чтобы не быть застигнутыми врасплох. В Крыму, например, теперь вообще никакие операторы не работают. Точнее, работают, но в дорогущем и невыгодном роуминге, деньги за мобильный интернет начинают списывать уже на мосту. Мы покупали там местную сим-карту.

9. Подумайте о том, где будете ночевать. Если планируете спать в гостиницах, присмотрите варианты заранее. Если хотите спать в палатке, тем более изучите карты местности для того, чтобы не тратить время вечером. Мы часто снимали квартиры посуточно на Авито, это дешевле, чем гостиница. Ночевали и в палатке, но найти хорошее и чистое место вдалеке от шума трассы, куда можно было бы спокойно проехать на низком авто, сложно.

Привал на зеленой террасе в горах Дагестана
Привал на зеленой террасе в горах Дагестана

10. Будьте готовыми к любой погоде. Это, конечно, зависит от сезона. Но, как правило, большинство поездок совершаются в бесснежное время. Чтобы не ремонтировать спустившее колесо под дождем, возьмите с собой дождевик. Чтобы не сгореть на солнце, конечно, нужен крем от загара. Подготовьте и машину: заправьте и проверьте кондиционер (мы этого легкомысленно не сделали, так как уезжали из дома в апреле, потом пожалели), возьмите светоотражающий экран, шторки или тент, чтобы укрыть авто от солнца на стоянке.

11. Если планируете ехать долго, позаботьтесь о перекусах. В придорожных кафе мы практически не ели (только на обратном пути), поэтому всегда перед выездом из какого-то населенного пункта заходили в сетевой супермаркет и пополняли запасы. Наши любимые перекусы в дороге: яблоки, сухофрукты, сельдерей, огурцы, помидоры-черри. Это именно перекусы, которые не заменяют полноценного обеда. Мы всегда останавливались и готовили нормальный обед на горелке, ели не на ходу, отдыхали как следует.

Обед. В котелке на горелке варится обед, водитель отдыхает в гамаке
Обед. В котелке на горелке варится обед, водитель отдыхает в гамаке

12. В дальних поездках по регионам хорошо быть полностью автономным. Если вдруг вы оказались вдали от цивилизации со сломанной машиной, то хорошо, если у вас с собой есть запас воды, продуктов, горелка, на которой можно приготовить чай и горячую еду, а также палатка, чтобы разбить лагерь в любом месте. Конечно, это кажется экстремальным и маловероятным, но мы почти попали в такую ситуацию, когда на грунтовой дороге вдали от поселков у нас сломался генератор, а аккумулятор постепенно разряжался. Могла возникнуть ситуация, когда машина бы намертво встала, а вокруг никого и связи нет. Но тогда мы все-таки дотянули до автосервиса, нам повезло. А могло сложиться по-другому.

Ночевка на холмах Ингушетии
Ночевка на холмах Ингушетии

Ну, и наше субъективное мнение – не нужно никуда торопиться, всех все равно не обгонишь. Соблюдайте скоростной режим, не теряйте бдительности, не позволяйте себе уставать за рулем, своевременно останавливайтесь, отдыхайте, и будьте готовы ко всему.

Не претендуем на высокую экспертность в этом вопросе, список советов составлен на основе личного опыта по результатам большого автопутешествия по европейской части России. Публикации о поездке доступны по тегу #хождение на три моря

-8

Ещё в этом блоге: