Создание мобильной или компьютерной игры - сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых складывается из множества стадий. Начинающим разработчикам легко потеряться в этом, увлечься деталями, забыв о более крупных задачах.
Избежать этого поможет четкое понимание того, из каких этапов состоит разработка, и что происходит на каждом из них.
1. Проектирование
На этом этапе формируется концепция игры. Разработка рассматривается как проект, определяется цель, задачи, ресурсы и временные рамки. Команда анализирует возможные риски, исследует рынок, определяет возможные маркетинговые стратегии. Начинающим этот этап может показаться скучным и “сухим”, но без него работа будет бессистемной и неэффективной - даже соло-разработчик планирует свою деятельность.
“Война плавучих городов” или “симулятор фуд-трака” - это тоже концепция игры, но в очень сжатом виде. Чтобы с ней можно было работать, ее подробно расписывают, фиксируя наработки в документах. Они должны быть структурированными и понятными для всех сотрудников студии.
Как вы уже поняли, даже в упрощенном варианте концепции практически всегда фигурируют два элемента - жанр и сеттинг.
Жанр определяется игровым действием (или действиями) пользователя и основными механиками. От него зависит целевая аудитория игры и, как следствие, стратегия работы с коммьюнити, способы продвижения и монетизации.
Сеттинг - это игровой мир, его основные характеристики и условности. В зависимости от специфики проекта может прорабатываться вплоть до мелочей (глобальные стратегии, CRPG) или быть схематичным (гиперказуальные игры).
После того, как готов концепт, приступают к планированию. Каждый этап разработки ограничивается определенными временными рамками. Рассчитываются нужные ресурсы: денежные, необходимые для оплаты труда работников и услуг подрядчиков; технические (оборудование, софт) и кадровые (сами специалисты). Компетенции и навыки сотрудников тоже могут рассматриваться как ресурсы.
2. Подготовка к производству (препродакшн)
На этом этапе гейм-дизайнер разрабатывает комплексный проектный документ, в котором детально описывает будущую игру. Это не значит, что другие специалисты бездействуют. Художники рисуют скетчи и концепт-арты, сценаристы пишут лор и синопсисы, программисты работают над кодом. HR подбирают нужных людей в команду, а маркетинговый отдел изучает рынок.
После нескольких итераций игра уже достойно выглядит на бумаге. Выпускается прототип - первая работающая версия, в которую можно поиграть и почувствовать геймплей. На нем проверяют гипотезы, тестируют механики, “обкатывают” основные технические моменты. Прототип должен быть простым и пригодным для пересборки: его не раз будут править и переделывать.
Финал препродакшна - вертикальный срез. Это полноценный уровень или локация с проработанными ключевыми аспектами и набором второстепенных фич, но минимумом контента . В отличие от прототипа, срез - это “доведенный до ума” фрагмент будущей игры для демонстрации игрокам, партнерам и медиа.
- Производство (продакшн)
На этом этапе происходит основная работа по разработке и тратится большая часть ресурсов, в том числе финансовых. Цель - создать весь запланированный на этапе предпроизводства контент.
Периодически разработчики выпускают билды - сборки игры с определенными конфигурациями. Их тестируют для проверки гипотез, выявления ошибок и багов, получения фидбека. Несмотря на то, что в этом этапе главное - это действие, не стоит забывать о планах и проектной документации.
4. Тестирование
Теперь, когда базовый контент готов, игра попадает в руки тестировщиков. Они проверяют все игровые аспекты, ищут баги и сигнализируют разработчикам об ошибках. Вопреки стереотипам тестировщик не просто играет, удобно устроившись в кресле, а тщательно и скрупулезно проверяет продукт. От его работы зависит качество игрового опыта пользователя.
Обычно тестирование делится на два этапа:
Закрытое бета-тестирование. Игру показывают непричастным к разработке (но чаще всего лояльным) людям: друзьям, родственникам и близким.
Открытое бета-тестирование. Приглашается широкий круг заинтересованных. Игра оптимизируется под большие нагрузки, реализация новых фич завершается, уже существующий контент полируется. Собранная статистика анализируется.
5. Релиз и пост-продакшн
Игру дорабатывают, устраняют последние недочеты и передают издателю. На этом этапе готовится и настраивается все необходимое для работы с коммьюнити и обеспечения поддержки, исправляются новые баги и эксплойты.
Релиз не означает то, что проект отправляют в свободное плавание - разработчик выпускает патчи и, если это предусмотрено концепцией, DLC. У многих современных игр длинный жизненный цикл - за 5 лет существования стратегии Stellaris к ней вышло 13 дополнений. Для сравнения: у “старенькой” Warcraft 3 адд-он всего один - Frozen Throne.
Из нашего материала вы узнали о главных этапах создания игр. Если вы начинающий разработчик, то через каждый пройдете сами. План - не догма, а карта не территория, но лучше иметь их под рукой.