Найти тему

Василий Алексеевич Слепцов

185 лет назад, 29 июля (17 июля по старому стилю) 1836 года, в Воронеже родился писатель Василий Алексеевич Слепцов.

Фотография художника Берестова. Портрет В.А.Слепцова. Вторая половина ХIХ в.
Фотография художника Берестова. Портрет В.А.Слепцова. Вторая половина ХIХ в.

Его отец — потомственный дворянин Алексей Васильевич Слепцов. Мать, Жозефина Адамовна Вельбутович – Паплонская, происходила из древнего польского рода. В детстве Василий Слепцов был набожным, имел «нрав кроткий и тихий». С пяти лет его любимым занятием было чтение. Он учился в Первой московской гимназии, затем в Пензенском дворянском институте, откуда был исключен за то, что во время богослужения в институтской церкви сказал: «Не верую!».

Увлеченный сценой, Слепцов оставил Медицинский факультет Московского университета. В течение сезона он играл в Ярославском театре.
Василий Алексеевич Слепцов принял предложение Географического общества и в 1860 году отравился пешком с котомкой во Владимирскую губернию «для описания тамошних фабрик и строившейся в то время французами железной дороги». Очерки «Владимирка и Клязьма» были опубликованы в 1861 году в журнале «Русская речь».
Переехав в Петербург, писатель познакомился с Н. А. Некрасовым, Н. Г. Чернышевским, Г.3. Елисеевым и В. И. Водовозовым. Признание пришло к нему после публикации в «Современнике» в 1862 - 1863 годах «Писем об Осташкове». В этом произведении Василий Алексеевич использовал скрытую цитату из «Песни Марии» Н.А. Некрасова (1842).

В хижину бедную, богом хранимую,
Скоро ль опять возвращусь?


Описывая уездный город, Слепцов подметил:

«Вы вдруг замечаете ужасно резкий переход <…>, и хижины бедные, богом хранимые, и больные ребятишки, и окна, заклеенные бумагой, и бледные, изнуренные лица с неизлечимой анемией- одним словом, все это горе-злосчастное, с холодом, да с голодом <…>».


Слепцов задумал создать коммуну, «думая удешевить жизнь многих при общей квартире и общем труде». В 1863 году на Знаменской улице в Петербурге он снял квартиру (современный адрес — ул. Восстания д.7). Там поселились мужчины и женщины, не связанные родством, «все они были люди, существовавшие литературным трудом». Одна большая комната была общей, «где в известный час должны были все собираться на утренний, вечерний чай, на обед, так как прислугу предполагалось иметь одну». В коммуне читались лекции для женщин, проводились литературные вечера. По мнению современников, многие дамы были без ума от Слепцова «и просто толпами бежали его слушать». «Он не искал популярности, она сама пришла к нему, — вспоминала Елизавета Николаевна Водовозова, — и была результатом той неутомимой деятельности, с какой он проводил в жизнь идеи шестидесятых годов и особенно идею женской эмансипации». Исследователи считают, что в Знаменской коммуне состояли семь человек: В.А. Слепцов, переводчицы Е.И. Ценина, М.Н. Коптева, В.Н. Языков (шурин Слепцова), А.Ф. Головачев, писательница А.Г. Маркелова (Каррик), княжна Е.А. Макулова. Коммуна просуществовала недолго.

«Когда же подошла весна и каждого из нас потянуло на дачу, кого в деревню — мы решили, что удерживать за собой такую квартиру немыслимо, и наше общежитие распалось», — писала А.Г. Маркелова.


Из донесений III отделения известно, что жена Слепцова Екатерина Николаевна Языкова жила с годовалым ребенком на Василевском острове, писатель бывал у них раз в неделю. 1 декабря 1863 года Е.Н. Языкова уехала в Москву к своей матери, она не разделяла взглядов своего мужа.
Авдотья Яковлевна Панаева бывала в Знаменской коммуне. Она считала, что «впоследствии появилось в печати неверное описание жизни членов в коммуне». Панаева отмечала, что «дамский элемент преобладал; мужчин было только двое: Слепцов и его приятель N.» (А. Ф. Головачев). Литератор Аполлон Филиппович Головачев в то время был секретарем редакции «Современника». Впоследствии А.Ф. Головачев стал супругом А.Я. Панаевой. Слепцову и его "коммуне" А. Я. Панаева (Головачева) посвятила одну главу своих «Воспоминаний», впервые изданных в 1889 году.
После закрытия «Современника», Некрасов предлагал Слепцову принять участие в литературных сборниках, которые он планировал выпустить.

Журнал "Современник" 1857 год
Журнал "Современник" 1857 год

В письме к П.М. Ковалевскому 23 декабря 1867 года Н.А. Некрасов сообщал:

«Видите ли, у меня теперь два фельетониста: Салтыков и Слепцов, но насколько они обнаружатся благонадежными, покажет только время».


С 1868 по 1871 года Слепцов исполнял обязанности секретаря редакции журнала «Отечественные записки». Д.П. Сильчевский описал свое посещение в 1871 году квартиры Н. Некрасова, где располагалась эта редакция:

«Войдя в приемную комнату, я увидел в ней только одного человека, что-то писавшего у конторки. Впоследствии оказалось, что это был известный беллетрист шестидесятых годов Василий Алексеевич Слепцов <...>. Слепцов был необыкновенный красавец, на вид так лет 35-ти, как мне показалось тогда, — красавец, подобного которому даже трудно и встретить».


В биографии Слепцова для журнала «Русская старина» его мать написала:

«Всякий нуждающийся хорошо знал Василия Алексеевича, хотя он сам не располагал большими средствами, жил одной литературой, а здоровье его подтачивали разные неудачи в жизни».

Когда Слепцов был болен, он обращался к Некрасову с просьбой оказать содействие в выдаче ему ссуды от Литфонда.

«Я считаю лишним говорить о том, что Слепцову стоит помочь серьезно. Кроме пользы для его здоровья, — писал Некрасов П.В. Анненкову 12 апреля 1870 года, — Общество сделает пользу литературе, ибо даст Слепцову возможность кончить на свободе и спокойно большой роман, которым он давно занят и с которым до сей поры не мог справиться, отвлекаемый срочными работами ради насущного хлеба».

Комитет Литфонда решил выделить писателю 300 рублей. В августе 1870 года он читал Н.А. Некрасову и В.М. Лазаревскому начало своего романа «Хороший человек». Первая часть романа была опубликована в «Отечественных записках» в феврале следующего года. Во время лечения Слепцова на Кавказе, Некрасов выслал ему 100 рублей в Тифлис.
В 1875 году Некрасов в Москве встречался с Василием Алексеевичем и его гражданской женой Лидией Филипповной Маклаковой (Нелидовой). Некрасов обсуждал с Маклаковой ее сотрудничество с журналом «Отечественные записки»; о Николае Алексеевиче она отзывалась с теплотой:

«Меня поразил прежде всего тон Некрасова, оттенок бережной и как бы почтительной внимательности, с которою он обращался ко мне <…>. Ни малейшей тени сознания своего значения, желания играть роль, произвести впечатление не было заметно в нем».


Василий Слепцов пережил Николая Некрасова на несколько месяцев. Он скончался в Сердобске близ Пензы 23 марта (4 апреля) 1878 года на руках у сестры и матери. Жозефина Адамовна Слепцова вспоминала о прощании с сыном: «И так тихо его душа улетела, как будто ангелы ее на руках от нас унесли».

Автор текста — Алсу Мидхатовна Ахмитзянова, заведующая отделом экскурсионно-просветительской и методической работы.