Производители красок стремятся, чтобы их составы максимально въедались в поверхность, как можно дольше не меняли цвет и не распадались. Чем лучше краска — тем реже хозяин перекрашивает фасад своего дома, деревянный забор и кузов машины. Но вечных красок не бывает, а перед новой покраской нужно удалить старое покрытие.
Участники Архипелага 2121 разработали раствор «КолорРип», который за считаные минуты убирает любую краску с любой поверхности, — раньше ничего подобного в России не было. Состав протестировали в московской управляющей компании, и оказалось, что он начисто стирает граффити со стен. Как работает препарат, рассказал управляющий партнер компании-разработчика Олег Лукьянычев.
Мы проверили все способы удаления старой краски — универсального нет
Сейчас старую краску убирают тремя методами.
1. Механический. Если надо перекрасить деревянный фасад дома, то старую краску счищают болгаркой или шпателем. В промышленности используют пескоструйные и дробеструйные машины, хотя и там масляные краски иногда удаляют просто топором. Этот способ самый трудоемкий и долгий, а еще пыльный. Если использовать пескоструй на фасаде многоэтажного дома в городе, надо ставить леса и делать защитные экраны из пленки, иначе вся улица будет в пыли. Об отношении жителей самого дома ко всему этому процессу можно не рассказывать.
2. Химический. Это использование так называемых смывок. Смывка обычно содержит кислоты, растворители и реактивы, размягчающие лакокрасочное покрытие. После нанесения смывки краску снимают шпателем или скребком. Самое сложное здесь — правильно подобрать состав под поверхность. Для старой краски на дереве будет один раствор, для краски на металле — другой. Есть специальные смывки для стекол и для резины. Если что-то напутать или передержать состав, легко необратимо испортить поверхность. Самый большой недостаток этого способа — опасность отравиться химикатами и очень неприятные запахи. Использовать смывки в помещениях можно, только если там хорошая вентиляция. Кроме того, смывки дорогие. Наш раствор — это тоже химический способ удаления краски, но он работает иначе и не так опасен, как остальные.
3. Термический. Старую краску выжигают газовой горелкой или нагревают строительным феном, а потом счищают. У метода много минусов. В случае с горелкой процесс опасен — нужны квалифицированные рабочие. От воздействия температуры может деформироваться сама окрашенная конструкция, а краска при нагреве выделяет токсичные пары. Использование этого метода на деревянных конструкциях чревато пожаром.
С точки зрения науки мы боремся с производителями красок
Разработчики лакокрасочных покрытий прикладывают все усилия, чтобы сделать краски прочнее и устойчивее к воздействию любых агрессивных веществ. Мы же, по сути, боремся с производителями красок, так как решаем прямо противоположную задачу.
Наши исследования были направлены на поиск универсального решения — состава, который бы работал с любыми видами красок на любой поверхности.
Именно в универсальности мы искали преимущество, потому что поняли ограничение рынка: все химические средства работают только в узких диапазонах, а универсального способа удаления краски просто нет.
Мы исследовали и российские, и зарубежные составы. Не скажу, что мы охватили все, но изучили очень многие. Еще мы обратили внимание на скорость срабатывания. Увидели, что очень многие реагенты работают так: нанес, и можно идти пообедать, только через час-два краску можно удалять. А некоторые составы вообще оставляют на сутки, замачивая в них деталь, которую надо очистить. То есть скорость срабатывания тоже может быть преимуществом.
Формулу «КолорРип» мы не раскрываем и не патентуем разработку, так как при патентовании вынуждены будем назвать формулу. Известны случаи, когда недобросовестные конкуренты этим пользовались. На предприятии введен режим коммерческой тайны.
Вот результаты, которых добились:
1. Время срабатывания от 1 до 15 минут, для особо прочных покрытий — до 30 минут.
2. Состав срабатывает на всех известных видах покрытий, даже на тех, которые не берут другие составы. «КолорРип» снимает покрытие с металла, бетона, кирпича, дерева, керамики, стекла, фаянса, камня, большинства пластиков и других видов поверхностей. Состав удаляет эпоксидные, эпоксиполиэфирные, полиэфирные, полиуретановые, полиакрилатные, порошковые, масляные, акрилатные, алкидные, меламиноалкидные, мочевиноформальдегидные, перхлорвиниловые, нефтеполимерные, латексные и другие известные краски, лаки и грунтовки.
3. Некоторые составы вместе с удалением ЛКП одновременно поражают поверхность металлов — как бы подъедают ее. Наш состав включает ингибиторы коррозии, поэтому образует на металле защитное покрытие.
4. Большинство химикатов для удаления краски относятся к третьему классу опасности, у нас же вещество четвертого, низшего, класса опасности. Мы старались добиться именно такого класса, так как проблемы экологии сегодня всех очень беспокоят.
Мы протестировали состав в ЖКХ и на судоремонтных заводах — он работает великолепно
В 2020 году мы отгрузили пробную партию «КолорРипа» в управляющую компанию района Марфино в Москве. УК чистила нашим составом фасады домов: убирала граффити и непристойные надписи. Вместе с граффити сходит и родная краска, но это дешевле и удобнее, чем замазывать рисунки другой краской — как правило, не в тон.
Наш состав не сработал только на рисунках, которые нанесены специальной проникающей краской. Эта краска фактически меняет структуру самой поверхности. Ее можно зачистить, только убрав верхний слой фасада.
Мы испытали «КолорРип» на корабельных поверхностях. В сентябре 2020 года на базе Белогородской судоверфи составом обработали теплоход «Вещий Олег». Рабочие кистями нанесли раствор на днище корабля. Подождали 15 минут, а потом смыли «Керхером».
Теплоходы красят во много слоев, поэтому эту операцию с нанесением и смывкой повторяют несколько раз, пока не уберут краску до металла. На «Вещем Олеге» было шесть слоев краски, мы удалили ее в три прохода.
Для выхода на розничный рынок нам нужен соинвестор, который обеспечит производство заказами
Сейчас мы делаем состав мелкими партиями практически вручную, в Раменском у нас есть цех и лаборатория.
Пока у нас нет полноценной розничной торговли, мы смогли договориться о продажах только с «Миром красок». Чтобы зайти в «Леруа Мерлен» или «Петровича», нужно 10–15 миллионов оборотных средств, потому что сетевики платят через 3–4 месяца.
Продавать в широкую розницу самостоятельно мы пока не можем, потому что распространять состав в маленькой фасовке трудоемко и невыгодно. Через сайт у нас оптовые продажи от 10 литров.
Мы можем обойтись и без соинвестора для развития розницы, если сможем взять крупные заказы. Мы уже говорили про ЖКХ. Есть также Фонд капитального ремонта, куда мы можем предложить свою продукцию.
Еще одно направление — железная дорога, ведь каждый год РЖД перекрашивает 65% вагонов и 41% электровозов. Это не только затраты на перекраску, но еще и простой подвижного состава, а наш раствор позволяет сильно ускорить процесс перекраски. Планируем и сертификацию для применения состава в авиации — там нужна отдельная экспертиза.