Найти тему

Пострадают все. В Молдавии ожидают дефицита топлива

С начала года в Молдавии цены на топливо повышались уже 5 раз. Эта критичная ситуация возникла в стране впервые, за все время независимости. Граждане обвиняют политиков, политики обвиняют бизнес, бизнес обвиняет международные рынки. Вся эта ситуация бьёт по карману простых граждан.

Разберемся, что ждёт Молдавию дальше и кто виноват в этой ситуации.

Итак, весной этого года в стране разгорелся конфликт между НАРЭ (национальный орган регулирования энергетики. Отвечает за ценовую политику на энергоносители) и парламентом.

Бывшее парламентское большинство обвинило этот орган в бездействии по вопросам регулирования цен. Отметим, к тому моменту цена не топливо поднялась уже, примерно, на 20 евроцентов, с начала текущего года.

На этом фоне парламентом были разработан законопроект, который позволит устанавливать предельную стоимость бензина, дизельного топлива и газа.

Под давлением НАРЭ и заправочников, президент Санду его раскритиковала и отправила на доработку.

В итоге законопроект все же был принят, но раскритикован партией ДИС (вассалы Санду).

Несмотря на это, уровень цен не снизился, даже наоборот, стал повышаться.

Все пришло к тому, что в конце июля владельцы автозаправок устроили саботаж и перестали продавать дизельное топливо.

Автозаправщики продолжали жаловаться на нерентабельность своего бизнеса и выступили с ультиматумом. Дескать либо не мешайте нам диктовать свои цены, либо сидите без топлива.

В НАРЭ сообщили, что в последние дни некоторые топливные компании ввезли на территорию Джурджулештского порта значительные объемы дизельного топлива, но отказываются продавать его на АЗС. Ответственность за создавшуюся ситуацию лежит исключительно на топливных компаниях. Государственные учреждения должны будут проанализировать и установить причины этого явления со всеми необходимыми последствиями.

На этом фоне агентство увеличило максимальные надбавки на каждую тонну топлива, при перепродаже на внутреннем рынке.

Пока этот проект не был одобрен парламентом, поскольку лишь недавно прошли выборы и в нем даже не сформированы рабочие комиссии.

Отметим, что победу на этих выборах одержала прозападная партия ДИС, чьим лидером является действующий президент Молдавии Майа Санду.

Таким образом, нынешнему составу парламента предстоит решить одну из наиболее насущных проблем, а которой столкнулась страна.

На фоне сельскохозяйственного сезона остаться без топлива не хочется никому. Аграрии уж точно довольны на будут, да и страна столкнется с продовольственным кризисом, если не принять скорых мер.

Осложняет ситуацию взрыв топливных складов в "братской" Румынии. Если раньше они, время от времени, они скидывали излишки топлива молдаванам, то сейчас извините, самим нужно.

Уже идут разговоры об отмене закона о регуляции стоимости топлива, принятым прошлым парламентом и тотальным пересмотром цен на энергорынке.

К слову отметим, что нынешний состав НАРЭ почти полностью состоит из коллег действующего президента по бывшей либеральной партии Молдавии.

А избирательную кампании Майи Санду спонсировали владельцы двух автозаправочных станций. Поэтому не мудрено, что с ее воцарением цены на топливо начали почти в геометрической прогрессии.

А на этих выходных владельцы около 90 транспортных фирм, ассоциация автотранспортников и союз международных перевозчиков написали письмо президенту Санду.

Они жалуются на произвол заправщиков и нерентабельность бизнеса.

Логичная позиция, цена на топливо растет, а на перевозки нет.

Бизнесмены требуют поднять цены на перевозку пассажиров. Иначе транспортные компании одна за другой закроются и граждане вынуждены будут ходить пешком.

И это не все проблемы. Поднятие цен на топливо влечет за собой удорожание всех категорий товаров и услуг.

Исходя из этой ситуации в среде рядовых граждан Молдавии идёт обсуждение белорусской ситуации.

Там действует государственные заправочные станции, проблем с топливом нет и цены тоже стабильны. Это прельщает простых молдаван и они уже грезят хоть каким-то подобием стабильности.

В молдавских же реалиях эта сфера давно отдана на растерзание частникам, и мы имеем то, что имеем.

Как всегда, страдают рядовые граждане. А автозаправщики набивают карманы, под покровительством властьимеющих.