Моя тетя, Лариса Ивановна Лушенкова, родилась в рязанском селе Ясинки в 1939 году. После войны, она, закончив первоначальное обучение и с достижением трудоспособного возраста, трудилась в местном колхозе, за "палочки" трудодней.
Между тем, девушка мечтала выбраться в большой город. Она мечтала выучиться на добротную специальность, получать хорошую зарплату и жить так, как показывают на сеансах кинопередвижки, которая приезжала в сельский клуб раз в месяц. Но без паспорта эту мечту осуществить было не возможно.
А паспорт ей не давали. С огромным трудом ее матери, директору местной школы, удалось оформить в райцентре паспорт для дочки и отправить ее на учебу в областной город.
Так кто такие безпаспортники и почему они не могли уехать в город?
Начиная с момента установления советской власти в Советской России не существовало запретов на перемещение граждан по всей территории РСФСР. Свобода перемещения граждан являлась одним из завоеваний социалистического строя. До поры до времени.
Пока крестьянин был единоличником и частником - он, как гражданин, был предоставлен сам себе. И даже, согласно советскому декрету от 20-го июня 1923 года, мог получить удостоверение личности на общих основаниях.
Но крестьяне обычно этого документа не получали. Добровольно. Почему? Да потому что у них и при самодержавии-то не было никаких документов, утверждающих личность. Не требовались. При уточнении обстоятельств полицейский урядник или другой чин просто делали выписку из церковно-приходской книги и эта справка имела вид документа для суда или прочей инстанции.
Не требовались документы в 1923 году при любом перемещении человека по стране. Тогда к чему документ? Ведь за бланк этой книжечки приходилось платить серебряные деньги. Свободное перемещение крестьян закрепляло и Постановление СНК СССР от 16 марта 1930 года "Об устранении препятствий к свободному отходу крестьян на отхожие промысла и сезонные работы".
Но когда закончился период либеральной политики НЭП и вместо единоличных хозяйств стали создаваться артельные колхозы и государственные совхозы - государство озаботилось контролем перемещения своих граждан. А контролировать перемещение можно только одним способом - предъявлением документа.
Тому были причины. Начавшаяся коллективизация сдвинула массу зажиточных крестьян со своих земель. Многие из них не стали дожидаться раскулачивания и, наскоро распродав свое имущество, подалась в другие регионы, подальше от пристального внимания властей. Среди них было немало противников Советской власти. Еще бы, власть господской землей наделила, власть теперь эту землю и отбирает.
Индустриализация всей страны тоже породила великий трафик рабочей силы. В государстве преследовали бывших священнослужителей, офицеров белых армий, уголовников и прочих антисоветских контрреволюционных элементов. Они пытались всеми способами укрыться от надзора, переезжали в другие города, вербовались на стройки, устраивались в организации. А для выявления оных опять таки следовало тотально обеспечить всех документами, а без наличия бумаги - разбираться с личностью в милицейском участке.
И 27 декабря 1932 года выходит Постановление ЦИК и СНК СССР "Об установлении единой паспортной системы". А 28 апреля 1933 года это положение закрепляется Постановлением СНК СССР "О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР".
Но паспорта выдавали не всем. К примеру, их не выдавали уголовникам Москвы, а также прочим гражданам, запятнавшим себя во время Революции и Гражданской. Например, эсерам, кадетам, меньшевикам и прочим представителям оппозиционных партий. А также выявленным кулакам, белым офицерам, священнослужителям. Все эти люди задерживались органами ГПУ и милиции. Но так как советское законодательство до 1935 года было довольно либеральным, граждане эти списочным порядком высылались из Москвы и прочих крупных городов за 101 километр.
С враждебными элементами все понятно, они становились изгоями, а власть на тот момент еще не придумала надежного способа их нейтрализации (1937 год не за горами!). Но паспорта не выдавались и советским крестьянам! Почему? А потому что в пункте 2 вышеупомянутого Постановления СНК СССР от 28 апреля 1933 года значилось следующее:
"Граждане, постоянно проживающие в сельских местностях (кроме предусмотренных в ст.1 настоящего Постановления и установленной полосы вокруг Москвы, Ленинграда и Харькова), паспортов не получают.
Учет населения в этих местностях ведется по поселенным спискам сельскими и поселковыми советами под наблюдением районных управлений рабоче-крестьянской милиции."
Таким образом государство решило проблему необходимости обеспечения документами около 120 миллионов сельских жителей. Они и так были под контролем сельсоветов и поссоветов.
Но паспорт можно было таки получить в отделении милиции, согласно п.3. этого Постановления. А вот для этого нужно было покинуть расположение колхоза и прибыть в город. Но по прибытии в город любой колхозник без паспорта и справки считался сбежавшим, задерживался милицией, штрафовался на 100 рублей (согласно "Положению о паспортах") и выдворялся из города обратно.
Единственный официальный вариант прибыть в город без паспорта - заручиться в правлении справкой о согласии об отходе колхозника. Но правление своим работникам таких справок не выдавало. Никто не хотел терять рабочую силу. Поэтому председатель и члены правления этот вопрос всячески волокитили, дело даже доходило до угроз.
Поэтому колхозники, мечтавшие покинуть колхоз, получить паспорт и легализоваться в городе в качестве полноценного гражданина шли на разного рода ухищрения.
"Лазеек" таких было немного:
1. Служба в армии для парней и невозвращение после армии в родные пенаты. Демобилизованный красноармеец устраивался на работу в городе по военному удостоверению (книжка красноармейца или командира), а затем получал паспорт;
2. Поступить на учебу в город (для этого надо было всеми правдами и неправдами добиться в сельсовете направления на учебу) и в 16 лет получить паспорт на общих законных основаниях.
3. Завербоваться на всесоюзную стройку, лесозаготовку или промышленное предприятие. Управление строительства или завода было кровно заинтересовано в наборе рабочих и договаривалось с милицией о скорейшем прохождении процедуры оформления документов, ведь договор вербовки позволял получить паспорт в упрощенном порядке, в течении трех дней.
И лишь в 1974 году было принято Постановление Совмина СССР о введении паспорта нового образца, который вручался всем советским гражданам, достигшим 16 лет, без исключения. Эпоха безпаспортников канула в лету.