14 июля 1941 года на советско-германском фронте была впервые задействована знаменитая реактивная система залпового огня БМ-13, более известная как «Катюша». На железнодорожном узле белорусского города Орша советские разведчики обнаружили отличную цель для первого боевого применения нового оружия - немецкие подразделения снабжения с топливом и боеприпасами.
Это официальная версия, вызывающая у историков некоторые вопросы, поскольку в любой справочной литературе можно узнать, что сама Орша была оставлена советскими войсками лишь 15 июля. Да и ситуация, когда в занятый немцами город первыми входят их эшелоны с боеприпасами и топливом, представляется маловероятной.
Так что похоже, что первый залп 14 июля «Катюши» осуществляли либо по наступающим немецким войскам, либо БМ-13 уничтожали советские же эшелоны с имуществом, чтобы оно не досталось врагу. Однако сегодня мы поговорим о другом, а именно о том, насколько эффективным в действительности было боевое применение «Катюш».
С одной стороны, в пользу их эффективности говорят масштабы производства: до конца войны на фронт поступило более 11 000 БМ-13 вместе с модификациями БМ-8 и БМ-31. Снарядов к ним было изготовлено около 14 миллионов. Однако подавляющее большинство из этих снарядов, похоже, были потрачены впустую по одной простой причине - крайне высокому разбросу боеприпасов, вследствие чего стрелять «Катюши» могли лишь по площадям.
Максимальное отклонение по дальности реактивного снаряда М-13 при стрельбе на 3 км составляло 120 метров, боковое - 60 метров. Это значит, что зона поражения одной установки составляла сразу 5 гектаров, причем на один гектар в залпе приходилось всего по три снаряда! Понятно, что поразить не то что точечную, но даже такую «небольшую» цель, как, например, взводный опорный пункт, одним залпом БМ-13 было практически невозможно.
Сложно этого было добиться и одной батареей из четырех машин. Для «перепахивания» не самого большого по площади объекта, сосредоточенного на территории 7.5 га (а это всего лишь 250х300 метров), требовался залп как минимум двух дивизионов «Катюш» из 24 машин. И это при том, что боеприпасы у гвардейского миномета были очень дорогими.
Каждый снаряд М-13 «Катюши» с 5-килограммовой боевой частью обходился советской казне в 962 рубля, в то время как мощнейший 40-килограммовый снаряд гаубицы М-10 калибра 152 мм стоил лишь 307 рублей. Не стоит и говорить, что точность крупнокалиберной гаубицы была в разы выше - площадь рассеивания снарядов не превышала 100 метров.
Тем не менее не стоит и преуменьшать вклад БМ-13 в победу над врагом. Психологический эффект от использования «Катюш» по всей видимости был весьма велик, недаром немцы прозвали советский гвардейский миномет «сталинским органом». Один из переживших войну немецких солдат писал в своих воспоминаниях: «Кто не слышал "органа Сталина" и не стоял под его огнем, тот не знает России».