Найти тему
Туман войны

Фильм «Красный призрак». Ну и ну!

Красный Призрак за делом правым
Красный Призрак за делом правым

Специально до просмотра не читал рецензии на этот фильм, чтоб заранее не сложилось предвзятого мнения. Посмотрел. Удивлен и впечатлен.

В СССР снималось много фильмов о войне. Разных. Были шедевры. Были… попроще – военные боевички. О советских героях-суперменах, которым втроем батальон немцев покрошить, как два пальца. Эти фильмы пересматривать не хочется. Режиссер Андрей Богатырев задумал вообще немыслимое – снять картину о Великой Отечественной войне в жанре вестерна. Тут бы его за одну только эту мысль как следует освистать, отовсюду выгнать и никуда больше не брать.

Ну, сами посудите: странная компания из военных и гражданских под музыку, напоминающую композиции Энио Мариконе или Алана Сильвестри, бредет по территории, где хозяйничают «плохие парни». Дело происходит в ноябре 41-го. Выбираются из вяземского котла. В отличие от своих американских «коллег» у них нет ни лошадей, ни повозок. Поэтому раненого командира полка тащат на носилках. Снег, мороз, жрать нечего, патронов почти не осталось. Ко всем бедам прибавилось, что в компании есть женщина – военный связист, и она на восьмом месяце беременности. От командира полка. В общем, хана им всем – не уйти им от «плохих парней» в лице антипартизанских подразделений Вермахта. Так бы и случилось, если бы на выручку не пришел некий Мститель, у которого к «плохим парням» что-то личное. Немчуру он отстреливает пачками. Местные сложили о нем легенды, но никогда не видели. Немцы от его выходок в ужасе, считают хорошо подготовленным снайпером-диверсантом, называют Красным Призраком. Такой вот сюжетец.

Вся компания в сборе
Вся компания в сборе

Фильм снят в полном согласии с законами жанра: тут и скрипящие на ветру двери и ставни на осиротевшем «ранчо», и окоченевшие покойники, не вызывающие у действующих лиц никаких эмоций. Красный Призрак впервые появляется в кадре в платке, закрывающем нижнюю часть лица. В Техасе так делали от песка и пыли. У нас от холода. Он молчалив, не говорит ни слова. Сделав свое правое дело, удаляется, как герой Клинта Иствуда. «Плохие парни» в бою изо всех сил стараются умереть, при чем сделать это как можно зрелищней. Покончить же с «хорошим парнем» - намучаешься. Главари «плохих парней» умные, хитрые, смелые, со своими «тараканами». Но из-за собственной жестокости никакой жалости у зрителя не вызывают. Настоящий вестерн или, если хотите, истерн!

Начальство "плохих парней" за делом неправым
Начальство "плохих парней" за делом неправым

Здесь напрашивается вопрос: а чего тут хорошего-то? Собрал все голливудские клише и штампы и запихнул их в один фильм. Да, возможно. Только американское кино – великое кино. Ему подражать не грех. А вот наложить все каноны вестерна на нашу историческую основу – это надо умудриться. У Андрея Богатырева, на мой взгляд, получилось. Режиссура замечательная, актерская игра на уровне, блестящая работа оператора. Батальные сцены великолепны. Обе стороны действуют грамотно, только русские ковбои стреляют лучше немецких. Фильм о войне, о ее жестокости, но все же снят с каким-то неуловимым юмором. Некоторым находкам, наверное, позавидовал бы Тарантино.

Замечательная сцена
Замечательная сцена

Удался и еще один сценарно-режиссерский замысел. У «плохих парней», у тех, что сразу не получили пулю в кадре, есть звания, имена и фамилии. «Хорошие парни» этим могут похвастаться не все. Среди военных имя есть только у женщины – Вера. Когда от ран скончался комполка, мы узнаем, что он был Николаем. Есть безымянные старлей и сержант. К ним по званию. По пути подобрали полузамерзшего солдата – толи окруженца, толи дезертира. Этого вообще никак не проименовали. Двое гражданских – охотники. Один дед, другой помоложе – немой и кривой на один глаз. Немого зовут Константином. А дед так и остался Дедом. Красный Призрак тоже безымянный. Фильм начинается со сцены расстрела двух советских артистов – мужа и жены. Им страшно, они как две беззащитные овечки перед волчьей стаей. Они называют друг друга по именам – Нина и Лёня. Красный Призрак не дает их казнить, отправляет на тот свет расстрельную команду.

Немецкие солдаты в фильме показаны незлыми и даже веселыми. Но у каждого есть именной солдатский медальон. Каждый проштампован, пронумерован и готов выполнить любой приказ своего командира, даже самый бесчеловечный. Дисциплина и исполнительность есть основа железного немецкого порядка. Режиссер нас подводит к тому, что сломить этот ордунг можно только став безымянным. Забыть свое имя, как это сделал Красный Призрак, забыть, что ты человек. Человеку присущи страх, сомнения, жалость. У Призрака их нет. Он – воин. Старлей, Сержант, Дед и Обмороженый Боец тоже уже воины и по боевой эффективности Призраку мало уступают. Им имена ни к чему. Они – неизвестные солдаты.

Женщине нужно имя. Она от всех злоключений родила раньше времени. Она уже мать. Для остальных теперь олицетворение Матери-Родины. И зовут ее Вера. «За Царя, за Родину, за Веру…» Насчет царя… Но Родина и Вера у бойцов есть. В одном лице. Вот они и бьются за нее на никому не нужном «ранчо».

Красный Призрак погибает от рук фашиста-зомбяка. Неудивительно. Наш Призрак состоит из крови и плоти – это вам не Белый «Тигр». Но на смену ему приходит новый Красный Призрак. Имя его позабыто.

В финальной сцене немцы вновь собрались расстрелять артиста. Теперь уже на глазах у всей деревни. «Плохие парни» еще не понимают, что обстановка изменилась. Перед ними уже не дрожащие овцы, а волки в овечьих шкурах. И Лёня-артист уже не Лёня, а просто Артист. Ему больше не нужно имя. «Я – Артист, а ты – фашист!». И плевать ему, как фашиста зовут, сколько у него детей и пр. Фашист не человек, он - фашист. А с фашистами один разговор… Или болтаться в исподнем под перекладиной, как те двое в кадре на заднем плане.

Интересно, что в фильме нет даже упоминаний о Красной армии. Только разок звучит слово «наши». Армия ушла. Вернется или нет – неизвестно. Населению нужно решать свои проблемы самостоятельно. Также нет полицаев, старост и пр. Есть просто «плохие парни» - фашисты. А делить дерьмо по сортам незачем. Фашисты – это те, кто нагло хозяйничает на твоей земле, кто лишает тебя нормального образования и здравоохранения, вынуждает работать за гроши, лезет в твой карман, лупит женщин и твою жизнь ни во что не ставит. И неважно на каком языке они говорят, одеты ли они в форму или в дорогие костюмы.

По законам жанра Красный Призрак уходит из тех мест. Здесь он больше не нужен. Люди позабыли свои имена и теперь сами знают, что делать с «плохими парнями».

Фото из открытых источников