Найти в Дзене
Калейдоскоп

Рик Райт: гений-тихоня из Pink Floyd

Многие постоянно держат в голове: Pink Floyd - это прежде всего два "матерых человечища": Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор. Вспоминают еще Сида Барретта. Но есть еще два музыканта, без которых группа бы не состоялась, или все бы пошло по-другому. Сегодня я хочу отдать дань уважения безвременно ушедшему от нас Рику Райту, клавишнику Флойдов ( родился 28.01.1943 г.- умер15.09.2008 г. ) Как говорилось тогда чуть ли не в каждом некрологе, Ричард Уильям Райт был «тихоней» Pink Floyd. Скрытый на сцене за нагромождением клавишных инструментов, не стремящийся к публичности, он мог показаться статистом в "Pink Floyd", где на первом плане блистали сперва Барретт, а затем Уотерс и Гилмор. Увы, именно смерть музыканта заставила задуматься – а какова роль Ричарда Райта была в группе ? "А я не боюсь умереть, в любой момент, мне все равно. Почему я должен бояться смерти? Для этого нет причины, когда-то ты должен уйти..." – эти слова слышны перед началом композиции "Great Gig in the Sky", само

Многие постоянно держат в голове: Pink Floyd - это прежде всего два "матерых человечища": Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор. Вспоминают еще Сида Барретта. Но есть еще два музыканта, без которых группа бы не состоялась, или все бы пошло по-другому. Сегодня я хочу отдать дань уважения безвременно ушедшему от нас Рику Райту, клавишнику Флойдов ( родился 28.01.1943 г.- умер15.09.2008 г. ) Как говорилось тогда чуть ли не в каждом некрологе, Ричард Уильям Райт был «тихоней» Pink Floyd.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Скрытый на сцене за нагромождением клавишных инструментов, не стремящийся к публичности, он мог показаться статистом в "Pink Floyd", где на первом плане блистали сперва Барретт, а затем Уотерс и Гилмор. Увы, именно смерть музыканта заставила задуматься – а какова роль Ричарда Райта была в группе ?

(фото из открытых источников )
(фото из открытых источников )

"А я не боюсь умереть, в любой момент, мне все равно. Почему я должен бояться смерти? Для этого нет причины, когда-то ты должен уйти..." – эти слова слышны перед началом композиции "Great Gig in the Sky", самого известного сочинения Ричарда Райта.

Смерть Рика Райта от скоротечного рака 15 сентября 2008 года была настолько внезапна, что музыкальный мир впал в ступор.

Дэйв Гилмор:

-"Никто не может заменить Ричарда Райта, он был моим коллегой и другом. Он был добрым, мягким, скромным и закрытым, но его душевный голос и игра были необходимыми, волшебными компонентами наиболее узнаваемого звучания Pink Floyd. На мой взгляд, все лучшие моменты в творчестве группы – это те, где он проявил себя в полной мере. Я любил его, и мне будет его очень не хватать".

Ник Мэйсон:

-"Потерять Рика – это все равно, что потерять члена семьи, пусть даже несуществующей. Он был абсолютно неконфликтный участник группы и, наверное, страдал от этого. Я бы не сказал, что он был беззаботным, но он никогда не нагнетал обстановку. Это делало жизнь гораздо легче. Я буду вспоминать о Рике с огромной любовью".

Роджер Уотерс:

- "Мне было очень грустно узнать о безвременной смерти Рика, я знал, что он был болен, но конец настал внезапно и шокировал. Сложно преувеличить важность его музыкального голоса в Pink Floyd 60-х и 70-х. Гармоническое чутье Рика было основой нашей музыки".

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

За образом "тихого "флойда" скрывался разносторонний музыкант, необычный композитор, талантливая личность, жившая по своим внутренним законам. Вся музыка группы была пропитана его клавишными. "Pink Floyd не были бы Pink Floyd, если бы у нас не было Рика", – сказал Ник Мэйсон. – "Потому что звучание Pink Floyd это больше чем гитара, бас и ударные. Именно саунд Рика связывал все вместе".

Вместе с Ником Мэйсоном Райт был еще одним лондонцем, тесно связанным с Кембриджем. Его детство прошло в пригороде и в те годы он научился играть на гитаре, фортепиано, трубе и тромбоне. В 1962-м он поступил на архитектурный факультет Политехнического института на Риджент-стрит, где познакомился с Ником Мэйсоном и Роджером Уотерсом.

Райт присоединился к их любительской музыкальной группе, выступавшей под разными именами, включая Sigma 6, The Abdabs и The Megadeaths. В группе время от времени участвовала и его будущая жена, Джульетт Гейл.

Поняв, что архитектура его не интересует, Райт перешел в Лондонский королевский музыкальный колледж. Этот шаг дал первые плоды, когда он продал одну из своих песен, You’re the Reason Why, ливерпульской поп-группе Adam, Mike & Tim. «Рик написал добротную поп-песню и продал ее, — рассказывает Ник Мэйсон. — Он написал сингл раньше, чем остальные начали собственно работать».

У Рика Райта не было сильного музыкального образования, и

это позволило ему выработать стиль, сочетающий влияния джаза и неоклассики. Он дополнял и обогащал и простые гармонические структуры основанных на фолке и блюзе песен Уотерса и Гилмора, и "музыкальную живопись" Барретта.

Когда Pink Floyd записывали свой дебютный альбом 1967-го года, The Piper at the Gates of Dawn, образование, полученное Райтом, очень помогло им в работе. «Помню, как Рик распределял вокальные партии и говорил, что кому петь, — вспоминает менеджер Floyd, Питер Дженнер. — Думаю, все, включая меня, недооценивали Рика. Это была классическая ошибка менеджера: он не доставлял беспокойств, поэтому оставался незамеченным. На виду были проблемные личности».

«Рик любил мелодичность, но не сопротивлялся другим вещам, которыми мы занимались, — добавляет Мэйсон. — Послушайте начало Astronomy Domine или Interstellar Overdrive. Он был начисто лишён всяких предрассудков относительно возможностей использования клавишных. Даже в музыкальном колледже это отношение так и не смогли выбить из него».

После смерти Рика Гилмор описал рабочие отношения с ним как «телепатические». Echoes, номер, который занял вторую половину Meddle 1971-го года, был пиком для обоих; голоса Гилмора и Райта дополняли друг друга, так как они делили ведущий вокал в начальных куплетах.

Экспериментируя в Abbey Road, Рик открыл характерный потусторонний звук, сейчас известный как «пинг», который стал началом Echoes.

«Представьте такую картину: Рик подбирал что-то на клавишных, в то время как вокруг него шла война между остальными», — рассказывает Мэйсон. Звукооператор Meddle, Джон Леки, согласен: «Рик сидел позади и мог за несколько дней не промолвить ни слова, но его игра была кульминацией любой сессии».

Во времена "барреттовского периода "Флойда" Рик был в группе вторым по значимости участником после самого Сида. Его "миражирующие" соло "заворачивали мозги" не хуже гитарных экстравагантностей "Сумасброда". Звучание органа "Farfisa" стало образцом для психоделии, как жанра в целом. На альбоме "The Piper at the Gates of Dawn" (1967) Рик исполнил не только партии клавишных, но и ведущий вокал в композициях "Astronomy Domine"

и "Matilda Mother".

Когда поведение Барретта стало неадекватным, именно на Райта смотрели как на автора песен. Перу Рика принадлежат "сингловые" "Paintbox"

и "It Would Be So Nice"

а также "Remember a Day"

и "See-Saw", появившиеся на альбоме "A Saucerful of Secrets" (1968).

Райт написал See-Saw и Remember A Day для второго альбома Floyd, A Saucerful of Secrets 1968-го. Мэйсон охарактеризовал их так: «Задумчивые песни, вполне в барреттовской традиции». Тем не менее, See-Saw получила от группы прозвище «самая скучная песня, которую я когда-либо слышал», а Райт утверждал, что теперь Remember A Day вызывает у него отвращение. Скромному и неуверенному, ему никогда не суждено было стать фронтменом Pink Floyd. Сам Райт никогда не считал себя хорошим песенником. Склонный к экспериментальной и структурной игре, Райт был идеальным соратником для фронтмена Сида Барретта.

Появление поющего чудо-гитариста Дэвида Гилмора наряду с непрестанно возрастающими амбициями Уотерса еще больше потеснили Райта на задний план.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

«Я люблю проводить аналогию с Джорджем Харрисоном», — говорит Мэйсон, — ведь, подобно Джорджу, Рик сочинял, он пел, он делал множество вещей, но его затмили все остальные». «Мы должны были продолжать, — объяснил Уотерс свое фактическое лидерство в Floyd. — Мне показалось, что никто больше не хочет взять на себя инициативу, поэтому это сделал я».

Рик был самым близким человеком для Барретта в группе, и даже был готов покинуть Pink Floyd вместе с ним, если бы тот этого захотел. В 1970-ом Райт помогал Сиду в работе над сольником "Barrett" , а в 1975-ом вложил немалую лепту в создание посвящения "Shine On You Crazy Diamond". Девятая, финальная часть этой полностью написана Райтом.

В период поисков пути "Флойд" песни уступили длинным, сложно построенным композициям, и Рик был полноправным участником их сочинения. Солирующие гитара и вокал существовали внутри создаваемого им звукового пространства.

Его рояль и разнообразные электрические клавишные (в том числе знаменитый "Hammond C-3" и синтезатор VCS 3) могли с равным успехом передавать совершенно различные состояния – безмятежности земного летнего дня -"Summer ’68",

"Stay",

величественной и холодноватой гармонии внутреннего и внешнего Космоса "Cirrus Minor",

"Embryo",

смутной тревоги или нервного напряжения - "Set the Controls for the Heart of the Sun",

"Careful with that Axe"Eugene".

Ровное "дыхание" органа и россыпи странных и манящих, бередящих душу звуков, вызывали ощущение чего-то загадочного, потустороннего, неземного – именно так и воспринимались Pink Floyd на рубеже 70-ых.

Венцом коллективного творчества группы стал альбом "The Dark Side of the Moon" (1973), и вклад Рика в его создание был весьма существенным. "Каким бы был "The Dark Side of the Moon" без "Us and Them" и "The Great Gig in the Sky", которые он написал?" –- задается вопросом Гилмор. И продолжает: "Без его легких штрихов альбом "Wish You Were Here" не был бы таким завершенным".

Работа Райта в The Dark Side Of The Moon сочетала в себе его различные музыкальные достоинства. В 1973-м, эре волшебников клавиш Кита Эмерсона и Рика Уэйкмана, Райт предпочитал более мягкий подход.

Он заключался в текстуре и звуке. «Я не хочу быть самым быстрым пианистом на планете, — рассказывал он. — Я хотел бы быть как Майлс Дэвис, который может играть одну ноту за такт».

Его игра была такой же размеренной на The Great Gig In The Sky, произведении для фортепиано и женского вокала. Несмотря на это, в 1990-м, к недовольству коллег, Райт дал разрешение на использование песни в телерекламе болеутоляющих.

Работая над треком Us and Them в Abbey Road, Рик решил сыграть вдохновленную джазом последовательность аккордов песни на рояле вместо органа «Хаммонд», который он использовал ранее.

Звукоинженер Алан Парсонс записывал его, пока Райт играл, ориентируясь на то, что он считал своими товарищами по группе, играющими в соседней студии, однако на самом деле это была запись, сделанная ранее.

То, что изначально было нелепой выходкой, в итоге стало, по словам Парсонса, одной из лучших вещей, сделанных Риком. Уотерс назвал Us and Them, свою совместную с Райтом композицию, одной из его любимейших песен Pink Floyd и всегда, даже в разгаре распрей, восхвалял вклад Райта.

Если Рик был, по воспоминаниям одного из флойдовских роуди, «отличным парнем, но немного не от мира сего», то его работа в Wish You Were Here 1975-го года была весьма основательной.

Этот альбом, где по Welcome To The Machine и Shine On You Crazy Diamond разливается футуристический звук синтезатора VCS3, до сих пор служит демонстрацией возможностей Рика. Игра Райта на Animals 1977-го была безупречной, но в то же время у него наступил творческий кризис: «Я не работаю должным образом, у меня не появляется новых идей».

Во второй половине 70-ых роль Рика Райта в группе меняется не в лучшую сторону. На альбоме "Animals" (1977) клавишные Райта еще важная часть саунда группы, но это первый диск Pink Floyd, для которого он не написал ничего. Возникает и углубляется конфликт с Роджером Уотерсом. Продолжающиеся трения между Райтом и Уотерсом стали критическими во время работы над их следующим альбомом - The Wall.

Когда стало известно, что финансовые консультанты группы произвели некоторые неправильные инвестиции, Floyd стали налоговыми эмигрантами. Сессии The Wall начались во Франции, с продюсером Бобом Эзрином. Райт почти не играл и, как признавался позже, чувствовал себя неспособным играть, был в депрессии. Чем больше подгонял Уотерс, тем хуже играл Рик.

«Рик не из тех людей, которые хорошо работают под давлением, — объясняет Эзрин. — Он интуитивный музыкант. А Роджер не прощал никому ошибок и каждый раз, когда считал, что кто-то отдается работе не полностью, высказывался об этом со всей прямотой, иногда довольно язвительно».

Даже Гилмор был вынужден признать: «Рик просто сидел и молчал, и это нас сводило с ума».

Под давлением Уотерса Райт покинул Pink Floyd, но согласился отыграть шоу The Wall в качестве сессионного музыканта. «У меня не получилось поддержать Рика, взамен я предпочел не нарываться, — рассказывал Мэйсон. — Я чувствовал себя виноватым и считаю, что это было позором».

На премьеру фильма "The Wall" он не пришел и участия в альбоме "Final Cut" (1983) не принимал.

Первой сольной работой Рика Райта можно считать четырехчастную инструментальную композицию "Sysyphus" с альбома "Ummagumma" (1969).

Она отражала разные интересы автора – от классической сюиты и авангардной пьесы до экспериментов с мелотроном и испытанные им влияния – от Рахманинова до Штокхаузена.

Первый сольный альбом Рика "Wet Dream" (1978) был спокойным, мягким, полным светлой грусти. Это звучание, собранное из задумчивых клавишных Райта, меланхоличного саксофона Мела Коллинза и лиричной гитары Сноуи Уайта, близкое к классическому "Флойду" семидесятых, резко контрастировало с эмоцией уотерсовской "Стены".

Однако наступил момент, когда Рик захотел вернуться к активной деятельности. К этому моменту Роджер Уотерс уже "забил"на Pink Floyd, а Дэвид Гилмор старался вдохнуть в группу новую жизнь. Появление Рика было как раз вовремя.

Участие Райта в "A Momentary Lapse of Reason" (1987) было чисто символическим, однако уже к середине турне 1987-1990 годов он становится полноправным членом группы и вносит свой вклад в концертный альбом "Delicate Sound of Thunder" (1988).

Его вокал в "Time" звучит очень уверенно, несмотря на длительное отсутствие практики/ В 1992 году выходит документальный фильм "La Carrera Panamericana", для которого было написано несколько новых инструменталов, соавтором которых был и Рик – впервые с 1975 года.

На альбоме "The Division Bell" (1994), где впервые за много лет Pink Floyd звучат как единое целое, и сам Рик, и его клавишные заняли подобающее место. Он принял участие в создании пяти композиций; именно его мелодия легла в основу "Marooned",

а музыка к "Wearing the Inside Out" была сочинена им полностью. Рик также исполнил в этой композиции ведущую вокальную партию.

Поскольку Райт не считал себя хорошим текстовиком, написание слов было поручено Энтони Муру.Именно Мура он взял в соавторы, когда после окончания мирового турне, отраженного на концертнике "Pulse" (1995),

принялся за работу над своим третьим сольным альбомом "Broken China" (1996).

Записать вокал на двух треках ("Reaching for the Rail" и "Breakthrough") Райт пригласил Шинейд О’Коннор.

Результатом стала зрелая работа уверенного мастера, очень "флойдовская" по духу и звучанию – концептуальный альбом о борьбе с депрессией, прототипом главной героини которого является третья жена Райта, Милли.

Рик принял активное участие в сольных начинаниях Гилмора – записался на альбоме "On an Island" (2006) и входил в состав его группы во время концертного турне. Дэйв Гилмор: "Публика реагировала на его появление в моем туре очень радостно, и то, что стоячие овации стали для него огромным сюрпризом, свидетельствует о его скромности". Райта можно видеть на концертных DVD "David Gilmour in Concert" (2002), "Remember That Night" (2007) и CD/DVD "Live in Gdańsk" (2008).

2 июля 2005 он принял участие в историческом воссоединении четырех "флойдов" на "Live 8",

а 10 мая 2007 года появился перед публикой в последний раз – на концерте памяти Сида Барретта "The Madcap’s Last Laugh". Рик вышел на сцену (где часом раньше выступил Роджер) чтобы вместе с Дэйвом и Ником сыграть "Arnold Layne" на "фарфисе", как в далеком 1967-ом... Круг замкнулся.

В последнее время перед кончиной Рик работал над новым сольным альбомом инструментальных пьес, основанных на игре на фортепьяно. Возможно, что Райт не реализовался до конца. Он мог сделать гораздо больше, но не сделал : не хватило времени и, судя по всему, упорства и характера. Слухам о воссоединении Pink Floyd пришел конец вместе с трагической смертью Райта. Да и группа окончательно теперь прекратила свое существование: каждый участник успешен в собственных проектах, а без Рика Райта трио Флойдов смотреться и слушаться не будет.

(фото рисунка из архива автора)
(фото рисунка из архива автора)

То, что Рик Райт был гением - это однозначно.А был ли он тихоней ?

( видео взяты из открытых источников )

Калейдоскоп интересных статей про музыку, спорт, книги , кино интересных людей и невероятные события - на канале Калейдоскоп. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации. Оставляйте комментарии и ставьте лайки, если материал Вам понравился. Помните, что это поддержит канал и его авторов.