Найти в Дзене
Берега Невы

Новый чёрный список Роскомнадзора: кому и за что ограничат платежи

Если иностранная организация, осуществляющая деятельность в интернете на территории России, не откроет представительство в нашей стране, ей заблокируют платежи. Проект постановления Правительства подготовило Минцифры.

Этот проект явился логическим продолжением вступившего в силу в этом месяце закона об обязанности иностранных IT-гигантов открывать представительства в России.

Согласно проекту постановления, если IT-компания не откроет филиал, то Роскомнадзор должен будет внести её в «чёрный список». После этого банки должны будут ограничить платежи в адрес этих компаний.

Помимо этого Роскомнадзор должен сформировать ещё один чёрный список — иностранных платёжных систем, которые осуществляли перевод в адрес заблокированного в России IT-гиганта, своевременно не открывшего филиал.
Всего к иностранным платёжным системам в России относят 22 компании, в т.ч. Apple, Google, Samsung и др. С полным списком можно ознакомиться на сайте ЦБ.

Напомним, что обязанность для крупных иностранных интернет-компаний создавать представительства или учреждать российское юридическое лицо была введена законом № 236-ФЗ от 01.07.2021 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».

Он регулирует отношения, связанные с деятельностью иностранных организаций в интернете на территории РФ, права и обязанности иностранных компаний, требования к процессу организации и ведения ими деятельности и др.

Закон затрагивает те информационные ресурсы, суточная аудитория которых превышает 500 тыс. российских пользователей. А также если сведения на этих ресурсах распространяются на русском языке, направлены на аудиторию РФ, собирают и обрабатывают персональные данные граждан РФ, получают денежные средства от российских граждан.

Перечень составит тот же Роскомнадзор. Предварительно это:

  • соцсети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter;
  • видеохостинги YouTube, Twitch.tv;
  • мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber;
  • почтовый сервис Gmail;
  • поисковики Google, Bing.com;
  • провайдеры хостинга Amazon, Digital Ocean, Cloudflare, GoDaddy;
  • онлайн-магазины Aliexpress.com, Ikea.com, Iherb.com;
  • Wikipedia.org.

Помимо открытия представительства, иностранным ИТ-компаниям следует:

  • разместить специальную электронную форму для обращения российских граждан (её придумает Роскомнадзор);
  • зарегистрировать на сайте Роскомнадзора Личный кабинет, чтобы взаимодействовать с ведомствами;
  • установить программу для подсчёта количества пользователей ресурсом (тоже подберёт Роскомнадзор).

В законе прописаны возможные меры понуждения к исполнению иностранными юрлицами законодательства РФ:

  • запрет на распространение рекламы иностранной компании;
  • запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе этой компании;
  • ограничение осуществления переводов денежных средств и приёма платежей в адрес этой компании;
  • запрет на поисковую выдачу, на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
  • ограничение доступа к ресурсу иностранной компании.

Кстати, вышеуказанный проект постановления был подготовлен в связи с тем, что без него невозможно реализовать положения № 236-ФЗ от 01.07.21. Для реализации предусмотренных мер, т.е. для ведения чёрных списков, потребуются следующие затраты, говорится в пояснении к постановлению:

  • увеличение штата центрального аппарата Роскомнадзора на 6 единиц,
  • 2021 год — 3, 8 млн. рублей,
  • 2022 год —5,9 млн.,
  • 2023 год — 6,0 млн.,
  • 2024 год — 6,2 млн. рублей.

Зачем это всё нужно — государство заботится о «выпадающих доходах» для государственного бюджета от иностранных компаний, которые платят налоги в своих юрисдикциях. НДС их уже вынудили платить, помните так называемый «налог на Гугл», теперь переходят к остальным налогам. Кроме того, власти пекутся об информационной безопасности, в т.ч. при использовании персональных данных российских граждан.

После всего этого, в России собираются ввести «цифровой налог» — по аналогии с другими странами. Например, с 2019 года он работает во Франции – взимается с электронных услуг, оказываемых иностранными поставщиками. В Великобритании с апреля 2020 года — с деятельности в области цифровых услуг, оказываемых социальными сетями, поисковыми системами и торговыми интернет-платформами.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.