Доброй ночи! На днях хотела написать статью на другую тему. Но, поскольку я ещё и читатель, переключила внимание на статьи в рекомендациях, зачиталась, и уже не смогла перестроить ход мыслей.
Поэтому сегодня поговорим об учителях.
Тема школы и учителей является для меня, бывшей троечницы с тремя образованиями очень животрепещущей. Меняются времена, меняются подходы, и школу иной раз уже просто не узнать. Поэтому я подписана на Дзен на каналы некоторых учителей и родителей, у которых дети школьники. И мне страшно.
Из каждого утюга вылезают заголовки из серии «Школьники довели учителя до самоубийства», «Третьеклассник крыл матом учительницу на камеру», «Учитель написал заявление в полицию на своих учеников», и это только некоторое, особо яркие дела. Создаётся ощущение, что учебно-воспитательного процесса в школах уже просто не существует, на него тупо нет времени.
Помню свою учёбу в школе. Ну как помню, снится иногда. В кошмарах. Снится, что вот ты, раздавленная морально, бежишь куда-то, с тобой подруга, и у тебя в голове мысли из серии «Я не сделала, что же делать, может не идти? Может как-нибудь свалить отсюда? Сбежать и не возвращаться. Нельзя. Надо идти. Я не хочу. Когда это закончится???» Просыпаешься в слезах, оглядываешься, и понимаешь, что это сон, ты взрослая тётя, тебе надо кормить малыша, убираться, готовить обед мужу, и скоро тебе выходить на работу, и выдыхаешь. «Слава Богу, этот ад давно закончился». И эти все сцены, когда ты сидишь, и перед глазами только парта, слышишь, что на тебя орут, не понимаешь за что, унижают, ты злишься, тебе стыдно, на себя злишься и на всех вокруг. О да, учителя. Они оставляют след в душе каждого, несмотря на то, хочется им этого или нет.
Читаю статьи современных учителей, и прикидываю: если бы произошёл сдвиг во времени, и я сейчас бы училась в школе, то была бы троечницей? Какие бы у меня были взаимоотношения с учителями? Ведь мне совершенно неинтересно было никого крыть матом, особенно в третьем классе (А знала ли я тогда мат?). Как вообще учителя современные отнеслись бы к девочке депрессивного вида, которая молча сидит, всё пишет на уроке, очень редко отвечает, ничего никогда не спрашивает, и контрольные пишет на 2 (иногда на 3)? Стали бы «париться» или сразу бы отправили на комиссию по ОВЗ? Я, кстати, не аутист и не ЗПР, окончила 9 классов, сдала ГИА (на 3 и 4), пошла в колледж, и сейчас у меня уже не одно образование. Но со мной «парились», а не «посылали». А у современных учителей уже ни времени, ни сил, ни желания нет «париться» и учить. Потому что 99% усилий уходит на борьбу с оскорблениями и тд.
Мой сын пойдет в школу только через 6 лет, и многое ещё поменяется. Очень хочется надеяться, что поменяется в лучшую сторону, так как я верю в цикличность бытия, и нам, нашей стране, пора вылезать из того болота, куда загнали сейчас сферу образования.
Но вот если попытаться разобраться в причинах, то мысли у меня примерно следующие.
Мы утратили общение между поколениями. Оно никогда не было гладким, но оно было. А сейчас оно на уровне «крыть матом» и «подавать заявление в полицию», больше нет ничего. Некоторые учителя всерьёз рассуждают, что надо в школу вернуть розги. А может быть, общение вернуть? Ведь сейчас любое прикосновение может быть расценено как педофилия, все помешаны на этом. Раньше такого не было, можно было поговорить с человеком, обнять, успокоить. А сейчас идёт тенденция, что «пусть родители воспитывают/обнимают, а мне это не надо, я отчитал урок, моё рабочее время закончено». Одним ничего не надо, другие в обиде и отвечают тем же. И где тут образовательный процесс?
До декрета я порой бывала в школе (работа по совместительству). Работаю с конкретным ребёнком, краем вижу образовательный процесс. И тут внезапно понимаю, что «Стоп, я же не в институте!». Компьютер, проектор, всё как у взрослых. Холодно. И это начальная школа, а не выпускной, например, класс. Может дело в том, что мы слишком рано начали требовать от детей того, чего они ещё не могут? Быть «взрослыми», жить без эмоций. Вроде бы по идее, должно, напротив, быть лучше и красочнее с компьютером, а по факту? И учителя стараются, делают презентации яркими, «соответствуют требованиям». А детям другие эмоции нужны, а не вся эта мишура. Помню свою начальную школу. Без компьютеров. Зато нам «разжёвывали» всё так, что не понять можно только, если отсутствовать. А сейчас… Даже не знаю, не берусь судить. По отзывам родителей, упор, вроде как, на домашнюю работу.
Получается, что в плане конкретно общения, дети не нужны никому. А оно, само общение, им как раз нужно. Сейчас сложно представить, чтобы учитель общался с учениками. Просто общался. Не репетиторствовал, не вёл урок, а общался. Сейчас это стало дикостью. Это просто парадокс нашего времени, хотели как лучше, сделали невыносимо хуже. Какое-либо межличностное общение можно заметить, разве что, в вузах, между взрослыми людьми – преподавателями и студентами, там границы стираются. Хотя, для взрослого студента это общение, как раз, не так необходимо, так как он уже состоялся как личность. А вот дети, подростки, как раз тянутся к учителям, как к наставникам, но это общение сейчас выглядит противоестественно в рамках «оказания образовательных услуг».
Кто-нибудь сейчас видел, чтобы учитель после уроков на безвозмездной основе уделял пару часов ученикам. Во времена моей учёбы это было. А сегодня это кажется странным. В какое время общаться? На уроке на то времени нет, на переменах и учитель и ученик в лучшем случае отдыхают, в худшем решают организационные вопросы или ругаются, после уроков либо репетиторство, либо «я никому ничего не должен. Мне не оплачивается». Ну и чего мы хотим? Дети тянутся к интересному человеку, авторитет он так и зарабатывается, а пообщаться с ним невозможно. Поэтому и стремятся обратить на себя внимание теми способами, которыми умеют.
Некоторые могут возразить, что детям не хватает общения именно родителей, и это их обязанность, они виноваты. На самом деле такие случаи есть, когда именно в семье есть психологические проблемы. Но чаще всего, это другое, и семья тут не при чём. Общение с учителем – это другой вид общения и другой, общественный авторитет, другая социальная ситуация.
Также существуют люди, которые считают, что «учитель сам виноват» и «не завоевал авторитет». Ну, не знаю. Сложно судить. Явно виноват не учитель, тем более, не конкретный учитель. Меняется общество, форма и значимость общения, а сфера образования как-то не так под это всё подстраивается.
Если я поступлю в магистратуру, я, возможно, стану учителем. Или репетитором. Или просто получу образование. Или не получу. Опять же, если сдвинуть время, то в школу, где я училась, я бы пришла работать. Мне было бы жалко вот таких вот троечниц, какой я сама была, возможно, я бы пыталась им помочь. Но в то время мы как-то не особо «крыли матом» учителей, скорее нас «крыли» пусть не матом, но оскорблениями.
До сих пор помню реплику одной учительницы из своего прошлого: «В каждом классе есть уроды». Сейчас хочется ответить «А сама-то ты кто после этого?» Не знаю, в живых этот человек или нет, но она из немногих, которых я спустя годы, так и не смогла полностью простить. Понять – пытаюсь, но оправдать оскорбление… Нет, там не сдали нервы, и никто её матом не посылал. Ученик не нашёл нужный абзац и молчал. Если моему сыну так когда-нибудь скажут, я пойду отстаивать его права, а не молчать и кивать, как моя мама в прошлом. И стану скандальной «яжматерью». Потому что никто никого не должен оскорблять. Или, может быть, надо было подать на неё заявление в полицию?
С одной стороны, в школу идти страшно. А с другой, всё равно придётся, ведь у меня растёт сын. И уж лучше пойти туда заранее в другой роли, чем потом вместе с ребёнком мучиться и вникать, что же поменялось в школе за 15-20 лет. Надеюсь, что поменяется в лучшую сторону.