Захожу как то я на соседний факультет и вижу, как студенты сидят на полу. Вау! У нас так не принято... подумал я. И вот уже прошло больше 20-ти лет, а тот случай - столкновение с другой организационной культурой не укладывается в голове. После этого я уже не удивлялся шубам на полу в Плехановской Академии, ни картинам студентов в Международном Университете. Собственно организационная культура - это обычно то, что мы не замечаем, так как считаем это нормальным, но попадая в иную ситуацию, другую страну сталкиваясь с чем-то ненормальным начинаем испытывать культурный шок.
В организациях это бывает по-другому, часто за внешними похожими атрибутами находится совершенное разное отношение к работе: где-то действует правило "Хоть г***о, но в срок" (такое не придумаешь), а где-то "100% качество" или "Пришла мысль - запиши!".
Чтобы почувствовать организационную культуру, не смотря на ее "натуральность" и "нормальность" для вас, предлагаю обратить внимание на те моменты, в которых она проявляется:
П.6. О.Культура - это то, как мы ведем себя незадумываемся! Карл, оказывается культура может заменить мышление?! Но это конечно же не так. Просто естественное поведение не требует к себе внимания, не вызывает напряжение, не надо размышлять, просто делай так как ты привык. В этом залог эффективности организационной культуры. А если действия требуют обсуждения, вызывают разногласия или внутренние сомнения в правильности, то что-то явно не так с культурой в королевстве.
П.8. Орг.Культура - это механизм координации. Не я сказал, скажите спасибо Г.Минцбергу и его смелости пересмотреть свои взгляды "Культуру в кулаке" и добавить шестой механизм координации - "стандартные ценности". А общие ценности - не что иное, как организационная культура.
П.9. Орг.Культура формируется лидерами. Не думайте, что сейчас вы запустите опросник и начнете менять привычки своей организации. Спросите себя, как часто вы начинали новую жизнь с понедельника? И сколько полезных привычек приобрели за последний год? А теперь умножьте это на количество сотрудников в организации и на количество уровней управления. Так как можно предположить, что в каждом подразделении существует своя суб-культура: панки, металлисты, готы и прочие "уличные движения" (если что, это метафора).
К чему я все это?
Давайте представим, что компания решила пойти по пути обучения, приобретения знаний. Возникает ряд вопросов:
- Какая культура наиболее благоприятная для этого?
- Как будет отличаться процесс бучения в разных орг.культурах?
- Как разные орг.культуры смотрят на процесс и результаты обучения?
...
Ну и как пример орг.культуры - это шаржи на руководителей. которые висят в коридоре компании НИКА (если что, это ювелирные изделия и часы). Но этого вы не увидите.