Найти тему
Креветка Ирис

Нужно ли хвалить за глупость?

Любой здравомыслящий человек скажет, что хвалить за глупость, конечно, не нужно. Но ведь хвалят! И еще как! Вся современная педагогика на этом построена.

Я как-то не успела отследить момент, когда в нашей стране изменились педагогические принципы. Незаметно это случилось – ребенок из человека, которого нужно воспитывать, превратился в пуп земли, взрослые – в слуг, а мир вокруг – в среду, созданную для того, чтобы пупу было удобно, и более ни для чего. И что самое интересное, мир должен прилагать всяческие усилия, чтобы соответствовать.

И все так и есть, пока пуп обитает в окружении слуг. Но в один прекрасный момент он вынужден выйти из окружения – хотя бы для того, чтобы купить пожрать в ближайшем гипермаркете. На деньги, которые обеспечили слуги. И… с изумлением выясняет, что вокруг – точно такие же пупы,. Просто кишмя кишат. И каждый считает, что мир и окружающие должны прогнуться именно под него. Такая вот забавная получается картинка – впрочем, забавная она лишь до тех пор, пока дело н не касается конкретных жизней конкретных людей, которые никак не могут найти свое место в этом мире. Потому что это большая трагедия, когда человек понимает, что он вовсе не пуп земли, а всего лишь прыщ на ровном месте. Причем гноящийся. Это очень тяжело осознать, и это такая травма, по сравнению с которой отцовский ремень, когда по делу - мелочи житейские. Ремень, конечно, - для красного словца, я вообще против физических наказаний, если вы об этом. Но не против наказаний вообще, когда за конкретные деяния, а не для профилактики.

Как получилось, что вместе с советскими педагогическими принципами выбросили несколько поколений детей? Что вместо счастливых творческих людей нового типа получились конфликтные неудачники, винящие в своей неспособности найти место в мире всех и вся – конечно, виноват всегда мир, а не индивидуум. Такой уж он гадкий и несправедливый.

Начиналось все с похвалы глупости. Нет, не со знаменитого труда Эразма Роттердамского, а с конкретных действий родителей и педегогов. Вот пошла мода, что ребенка надо за все хвалить. Хорошо, конечно, когда хвалят, успех окрыляет, доброе слово и кошке приятно. И когда речь идет о ребенке ясельного возраста – все правильно. Его действительно нужно хвалить хотя бы за старание. Попробовал, приложил усилия – и молодец. Но если получилось что-то действительно стоящее - отметить особо. Ты не просто старался, ты - добился.

Да, но ребенок растет. Вот ему уже пять лет, скоро в школу. И он уже должен вроде бы добиваться каких-то результатов, но… У него нет для этого стимула. Мнение взрослых для него по-прежнему важно, он чутко реагирует на недовольство, но недовольства нет. Что бы он ни сотворил – он молодец. Плохо вымыл руки, так и не научился различать правое и левое, не отличает круга от квадрата – все равно умница, старался же, а все эти геометрические фигуры и неудобные застежки придумали плохие дядьки, равно как и дурацкий обычай вытирать попу. Родители умиляются и не могут остановиться. Им и в голову не влетает, что они препятствуют развитию. Многие просто не делают различия между понятиями "принимать ребенка таким, как он есть" и "не давать ребенку возможности совершенствовать свои способности". Колотит по клавишам, хотя мог бы уже играть довольно сложные пьески? И ладно, все равно молодец, мы его на конкурс выставим, там ему непременно выдадут приз, и это укрепит его самооценку.

Гораздо разумнее было бы честно сказать – вот тут ты сделал хорошо, а вот тут схалтурил, переделай, и с кругами-квадратами тебе уже пора разобраться, ты большой. И пьеску сыграть, как настоящий музыкант. Но тут возникает еще один интересный момент - а как ребенок узнает, что такое хорошо и что такое плохо? Ведь его хвалят абсолютно за все. И упаси Господи сказать, чт о Петя играет лучше - сравнивать тоже нельзя, это травмирует.

Дальше пуп земли переходит в школу. И все продолжается. Перейти-то он переходит, только вот обязанностей и критического мышления у него не прибавляется. Уроки делает мама. Ранец собирает бабушка. Папа отвозит на машине, проверяет сменку и физкультурную форму и следит, чтобы пуп в школе переобулся. Ну, или наоборот – папа за уроками следит, бабвшка за рулем. И ведь не один год – до одиннадцатого класса. Ничто не меняется, учитель в случае неполадок с учебой, которые в такой ситуации неизбежны, трясти не двоечника, а родителей. Упаси Господи нанести лодырю психологическую травму – хлопот потом не оберешься. Он все равно хороший, он молодец.

А дальше возникают ют очень интересные ситуации – и мы их уже сейчас видим в количестве. Хорошо, если родители пупа – люди состоятельные и могут его обеспечивать до пенсии. Нет, не до своей – до его пенсии. Что-то оставить в наследство, что сразу не удастся промотать. Но таких – единицы, они живут себе в своем мирке и в поле зрения остальных обычно не попадают.

А вот девочка Катя, вынужденная пойти работать в обычный сетевой магазин, попала в поле зрения и коллег, и покупателей. Красивая ухоженная девочка, очень уверенная в себе. Только вот уверенность с нее сбили в первый же день, потому что выяснилось, что Катя не может общаться с покупателями, не в состоянии освоить простейшие операции на кассе и вообще очень устала За полгода Катя успела поработать почти во всех городских магазинах – с одним и тем же результатом. Не держали ее дольше недели. Замужество тоже не сложилось – там был второй пуп земли, а два пупа в одной квартире не уживутся, даже если это квартира небедных родителей без серьезных бытовых проблем.

А Кириллу Анатольевичу вообще не повезло. Он воспитывался как раз в то время, когда в педагогику просто хлынули экспериментаторы. На не и экспериментировали. Сейчас ему уже почти полтинник. Ни семьи, ни работы, ни собственного жилья у него нет. Он ве же умудрился окончить хороший вуз, но потом на работе кругом оказались какие-то странные люди, которые вовсе не хотели признавать его пупом земли. Распределения в то время уже не было, ничто его на работе не удерживало. Почему ни одна из знакомых девушек не пожелала связать с ним свою судьбу – до сих пор понять не может.

И таким примерам – несть числа, каждый может найти их в своем окружении. И с каждым годом их становится все больше, к сожалению. Потому что все крепчает, маразм в том числе.

Ни один нормальный родитель не желает своему ребенку зла. Но при этом творит это самое зло, даже не задумываясь. Была когда-то прекрасная поговорка про то, что тяжело в учении – легко в бою. И она не раз доказала свою справедливость. В современном мире – все так же, как и всегда. И конкурентоспособным в жизни окажется тот, кого в детстве оценивали объективно – за хорошее хвалили, на ошибки указывали и не стеснялись выражать свое недовольств, если ребенок сотворил откровенную пакость. Потому что он и сам научится объективно оценивать свои действия – и действия окружающих.