Найти тему
Киновед в штатском

"Время": 6 вопросов, которые новый фильм Шьямалана оставил без ответов

Оглавление

Я не очень люблю писать про фильмы, которые мне не понравились. Во-первых, зачем тратить на это время, во-вторых, ругать всегда проще, чем хвалить, в-третьих, плохих фильмов я смотрю очень много, и на все просто не хватит никакого времени, в-четвертых..., в-пятых..., в-шестых... Причин для игнора много, но о "Времени" Шьямалана я всё-таки решил оставить запись на канале. Переоцененность таланта этого режиссера к решительным сюжетным твистам давно стала общим местом, и интерес к его лентам почти сошел на "нет", но мне нравится его умение придумывать интересные миры и концепты, на которых легко строить увлекательные теории.

-2

"Время" – плохое кино. Оно плохо продумано, оно предсказуемо и прямолинейно. Его было сложно снимать из-за необходимости постоянно менять грим, поэтому круговые пролеты камеры начинают сильно раздражать уже на второй-третий раз. Что еще грустнее – сюжет картины полон дыр и белых пятен, которые легко можно было "прочитать" заранее и отрихтовать буквально парой фраз. Почему-то М. Найт Шьямалан не захотел приводить свою историю (а точнее – адаптацию графического романа "Замок из песка") в удобоваримый вид, и оставил множество шероховатостей, оставляющих ощущение небрежности. Штош, придется мне немного "причесать" труды режиссера своими вопросами и предположениями. Фильму это пойдет на пользу.

-3

Но прежде – вспомним синопсис. Супружеская пара в кризисе приезжает на тропический курорт со своими детьми. Управляющий отеля делает им предложение, от которого сложно отказаться – специальный рейс отвозит нескольких отдыхающих на красивейший пляж, скрытый от чужих глаз. Вот только некая природная аномалия превращает огражденный скалами песочный берег в ловушку – время здесь ускоряется, и за полчаса люди успевают постареть примерно на год. Выйти из "зоны ускоренного старения" невозможно, а сама она оказывается "полигоном" фармацевтической компании, испытывающей на ней свои новые лекарства. В отличие от комикса, фильм делает попытки объяснить природу изменения скорости течения времени, но всё равно оставляет пространство для размышлений. Предлагаю задаться несколькими лежащими на поверхности вопросами.

-4

Зачем на пляж отправляют детей?

В трейлере от героя Берналя мы слышим о политике отеля "Детям на пляж вход запрещен", и хотя из ролика было понятно, что сын и дочь главных героев всё равно попадут в аномалию, с поправкой на финальный твист это правило было обосновано. Однако в фильме оказалось, что запрет – всего лишь отцовская шутка, и менеджер "Warren & Warren" легко отправил троих детей на верную гибель на смертельный пляж. В финале картины нам пытаются внушить некое благостное впечатление о деятельности отеля – сотрудники секретной лаборатории минутой молчания провожают "испытуемых", выслушивают мотивирующие речи о спасении миллионов жизней, но включение детей в жуткие эксперименты безусловно убивает любую мораль. Причем отсеять детей легко – отдых "только для взрослых" широко распространен и не требует особенных сценарных изменений.

-5

Почему пляж легко пускает внутрь?

Я, конечно, не требую точного объяснения физики процессов, происходящих на пляже, но мне бы хотелось, чтобы авторы, если указывают какие-то аналогии, то следовали бы им до конца. В фильме получается, что из аномальной зоны нет выхода иного, чем через коралловый барьер – в любом ином случае, двигаясь через ущелье или взбираясь на скалы, человек сперва подвергается некоему воздействию, а потом теряет сознание и оказывается вынужден отступить. Герои сравнивают этот эффект с декомпрессионной болезнью, которая возникает при слишком быстром подъеме с глубины у водолазов – резкое выравнивание внешнего и внутреннего давления приводит к головокружению и обмороку. При этом вход на пляж никак героями не ощущается, хотя у ускоренного погружения под воду тоже есть свои побочные эффекты. Шьямалану стоило отдельно отметить хоть какие-то необычные симптомы от первого прохода через ущелье.

-6

Отчего никто не попытался медленно выйти с пляжа?

Развивая теорию декомпрессии, Джарин в какой-то момент предлагает пленникам "зоны" попытаться выйти с пляжа через ущелье, используя мелкие шаги и длительные остановки – да, так герои могли потерять 20 лет жизни, но в итоге вышли бы наружу, не потеряв сознание. Впрочем, никто эту теорию не проверяет, и даже сам Джарин предпочитает затем отправиться в куда более опасный заплыв, где и погибает. Здесь стоит отметить, что мораль графического романа "Замок на песке" заключается в том, что авторы хотели показать – ценность жизни не в ее продолжительности, а в содержании. Видимо, Шьямалан намеренно не дал героям выйти с пляжа и даже наоборот – заставил их по-своему полюбить это место (Гай и Приска отказываются от побега, а Трент и Мэддокс перед заплывом в кораллы остаются немного поиграть в песке). Это красиво, конечно, но не слишком логично.

-7

Почему аномалия влияет на мертвых?

Тут даже мне сложно выдумывать какие-то оправдания за Шьямалана – попытка оправдать отсутствие быстрого роста волос и ногтей "мертвыми клетками" оказалась провальной. В какой-то момент герои понимают, что быстро стареют, а не столь стремительный рост волос и ногтей объясняют тем, что ускорение действует только на живые клетки. Но тут сценарий демонстрирует свою самую большую дыру – если бы стремительное течение времени не влияло на отмершие клетки волос и ногтей, то тогда никакому дополнительному воздействию не подверглись бы и умершие на пляже. Мы же при этом видим, как трупы едва не на глазах обращаются в скелеты, а потом и вовсе распадаются в пыль. Понятно, что создатели картины пытались избежать возни с париками и накладками, но получилось это плохо.

-8

Почему курортом не заинтересовалась полиция?

Таинственные экспериментаторы из "Warren & Warren" в фильме объясняют, что приглашают на свой курорт людей с определенным набором болезней, чтобы испытывать на них свои лекарства. Однако, если мы имеем дело с "группой испытуемых номер 73", то стоит предположить, что ранее через пляж прошло никак не меньше сотни других подопытных. И что же, их исчезновение осталось никем не замечено? Шьямалан объясняет это тем, что у гостей пляжа собирают паспорта, но это никак не вяжется с социальной активностью современного человека. Сложно представить себе, чтобы сегодня кто-то уехал отдыхать, но не сообщил родным, друзьям и близким, где остановится, не выложил фотографий из путешествия, не оставил иного цифрового следа. Сотня пропавших без вести после получения путевки на райский остров – повод для серьезного полицейского расследования.

-9

Имеет ли "Время" отношение к другим фильмам Шьямалана?

Хотя никаких прямых отсылок к другим лентам режиссера в фильме навскидку замечено не было, внимательные зрители уже отметили несколько пересекающихся тем с предыдущими работами Шьямалана. На схожем страхе перед старостью, например, строился хоррор "Визит", шифр, который в своих записках использует Идлиб, похож на круги на полях в "Знаках", убивающая людей невидимая сила отсылает нас к "Явлению", а дефицит кальция у Кристалл делает ее похожей на мистера Гласса из "Неуязвимого". Наверное, было бы интересно, если бы в финале оказалось, что герой Сэмюэла Л. Джексона из "Стекла" имеет прямое отношение к "Warren & Warren" и ищет средство для исправления своего недуга, но даже здесь Шьямалан поленился и не стал раздвигать границы собственной вселенной.

-10

Ну, вот – обещал не ругать, а в итоге получился какой-то список претензий и перечень недовольств. Нет, не воспринимайте это так, я, скорее всего, пока слишком строг – подождем полгодика, пересмотрим, и решим, стоит ли ругать Шьямалана за плохо подготовленный сценарий, или же в нем что-то есть. Пока же еще раз отмечу – этот режиссер отлично придумывает сюжетные крючки, но укладывать их в ровный логичный общий сюжет у него получается всё хуже раз от раза. Наверное, торопится.

-11

Я торопиться не буду. К выводам о "Времени" вернемся ближе к концу года, когда придет время подведения итогов, а пока переключимся на другие картины и сериалы – выходит много нового интересного, да и старое не отпускает. Канал Киноведа в штатском найдет чем занять ваши 5-7 свободных минут, поэтому заглядывайте. Читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, купайтесь в строго отведенных для этого местах, и...

-12

Увидимся в кино!