Хочется рассказать вам о судне, к истории которого можно буквально прикоснуться руками. И речь не о музеефицированном судне, - о таких мы много рассказывали вам раньше - а о живом пароходе, который по сей день остается застрявшим во льдах российской Арктики. Давным-давно мы писали о старейшем среди находящихся на ходу ледоколе S/S “Bore”, а сегодня расскажем о его потомке - пароходе “Bore II”.
Вообще судов с именем “Bore” у финнов и шведов было превеликое множество - нравится им это название. Пассажирский пароход “Bore II” был заложен в Финляндии на верфях города Турку в 1937 г. Основным предназначением парохода являлась работа на предстоящих 12-х летних олимпийских играх, которые должны были пройти в 1940 г. в Хельсинки, но по известной причине не состоялись.
Судно строилось по индивидуальному проекту, и надо признать, что его конструкция уже на момент постройки казалась архаичной. Даже двигатель был установлен паровой - правда котлы топились уже не углём, а жидким топливом. Пароход имел длину чуть больше 77 м, а ширину 12,1 м. Оснащено судно было роскошно. Это было первое финское судно с пассажирским лифтом для перемещения между палубами. На борту с комфортом могли разместиться 184 человека, из них 96 - пассажиры первого класса. Даже внешне пароход напоминал представительские яхты начала ХХ в., возможно из-за этого столь распространена легенда, что пароход принадлежал президенту Финляндии, но документального подтверждения этому нет. “Bore II” спустили на воду в 1938 г., а в свой первый рейс на линии Турку - Стокгольм пароход отправился уже в январе 1939 г.
Однако уже в сентябре того же года судно вывели из эксплуатации. Как “Bore II” провел годы войны неизвестно - может и правда использовался президентом Финляндии Карлом Маннергеймом. В 1944 г. пароход недолго послужил Швеции, после чего вернулся в родной порт Турку.
После окончания войны “Bore II” перешел по репарации Советскому Союзу, и пароход приписали к Балтийскому морскому пароходству. Портом приписки стал Ленинград. По традиции судну сменили имя, и “Bore II” стал носить имя “Петродворец”. Пароход работал как пассажирское судно, но роскошные интерьеры “Петродворца” в послевоенное время были, мягко говоря, ни к чему.
Решили переоборудовать судно, увеличив пассажировместимость. Эти работы проводились в Германии на судоверфи г. Висмар с 1947 по 1949 гг. После окончания ремонта решено было перевести “Петродворец” в бассейн Черного моря, новым портом приписки стала Одесса, куда пароход отправился из Германии вокруг Европы. Из-за небольших габаритов судна и малой осадки “Петродворец” мог заходить даже в небольшие порты, что позволяло выполнять практически любые рейсы на Крымско-Кавказской линии. В 1958 г. Пришло время заменить устаревшую паровую машину на дизельный двигатель. В процессе реконструкции также заменили дымовую трубу, установили навигационное оборудование и вновь обновили внутренние помещения. После реконструкции теплоход “Петродворец” вернулся к работе в акватории Черного моря.
Уже к концу 1960-х гг. в Черноморское морское пароходство поступает много свежепостроенных, современных пассажирских пароходов, и необходимость в устаревшем “Петродворце” отпадает. В 1967 г. теплоход передают на север, в Мурманское морское пароходство, где “Петродворец” служит для пассажирского и почтового транспортного сообщения Мурманска с небольшими поселками на побережьях Баренцева и Белого морей. Но несмотря на успешные регулярные рейсы по Арктике, “Петродворцу”, являвшемуся на тот момент единственным сообщением многих поселков с “большой землей”, нашли на замену - более подходящий для ледового плавания теплоход.
Судьба стареющего “Петродворца” казалось была предрешена, - утилизация - но тут вмешался случай. Судно у причала в Мурманске увидел один из функционеров “Севморолово” (у берегов Якутии в тот момент активно разрабатывали новые месторождения) и попросил у пароходства теплоход в качестве общежития для служащих будущего месторождения. Пароходство добро дало, но портовые службы не давали разрешения на переход “Петродворца” в Тикси через льды Северного морского пути. Служащий регистра намекнул - мол, вашему ведомству недавно выдали несколько новых автобусов ПАЗ, очень нам одного такого не хватает. Так теплоход финской постройки сменили на ПАЗик, и “Петродворец” ушел в восточную Арктику. Теплоход успешно дошел до Тикси, выскочил на мель в заливе Ванькина губа и какое-то время уже списанный из состава флота служил общежитием.
“Петродворец”, или если хотите “Bore II”, и сейчас находится там на вечной стоянке - к нему вполне можно подойти, если вам посчастливится побывать в тех краях, и подняться на борт. Это недавно удалось знаменитому путешественнику по Арктике Богдану Булычеву @bogdee в рамках его экспедиции на автомобилях Toyota до Новосибирских островов.
И пока мы - диванные покорители Арктики - совсем не замечтались о будущих путешествиях, стоит сказать спасибо Богдану за отличные и, главное, свежие фотографии парохода финской постройки на вечной стоянке в российской Арктике. Почитайте на его страничке, какие опасности таит реальное путешествие в эти отдаленные места!
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram