Junkers-52 Важный небесный грузовик
В 1929 году фирма Юнкерс Люфтверке приступила к проектированию грузового самолета. Основное требование: возможность доставки 2 000 кг груза на расстояние 800 км. Самолет проектировался сразу в двух вариантах: Ju-52/1m и Ju-52/3m с одним и тремя моторами соответственно. С одним мотором не прижился. Первый полет 13 октября 1930 года. Изначально самолет оснащался двигателями Pratt & Whitney, потом стали ставить BMW-132 и с этими двигателями самолет вошел в историю. стал одним из основных европейских пассажирских самолетов 30-х годов. В 1937 г. Ju-52/Зт эксплуатировался 27 авиакомпаниями мира.
Первый самолет Ju 52/3m Люфтганза приняла 1 мая, а второй - 10 сентября 1932 г. С ноября «юнкерсы» вышли на линию Мюнхен - Милан - Рим, и через несколько лет стали самыми распространенными машинами в германской гражданской авиации. Они обслуживали как внутренние, так и международные линии. Ju.52/3m летали во все европейские столицы. В 1934 г. пилот Унтухт на «Юнкерсе» совершил перелет Берлин - Шанхай. С 1936 г. немцы начали рейсы в Кабул в Афганистан. Одной из самых длинных трасс «Люфтганзы» являлась линия Берлин - Рио-де-Жанейро через Севилью и Батхэрст.
Все немецкие гражданские самолеты имели собственные имена, которые наносились на борту у кабины. Они давались в честь различных выдающихся деятелей. Около десятка машин до войны были закреплены как персональные за высшими руководителями рейха. На самолете «Иммельманн» летал Гитлер, на «Манфред фон Рихтгофен» - Геринг, а на «Герман Геринг» - фельдмаршал фон Бломберг.
В СССР «Юнкерсы» эксплуатировались в советско-германском обществе «Дерулюфт» на линии Москва - Берлин с 1934 года. Оно владело тремя машинами, имевшими названия «Кондор», «Корморан» и «Милан». Зарегистрированы лайнеры были в Германии. Посадку в Москве осуществляли на Центральном аэродроме, но одно время приземлялись и в Быково. Самолет отличался исключительной надежностью. По данным справочника «Джейн», до 1940 г. было построено 575 Юнкерсов-52 с тремя моторами.
Немецкие летчики активно применяли 52-й во время гражданской войны в Испании, где он успешно возил солдат и военное грузы и прекрасно себя зарекомендовал, что кардинально помогло Франко в гражданской войне. Помимо грузовых рейсов, Юшка успешно бомбил республиканцев. Всего же он налетал в Испании свыше 13000 часов, где в 5400 вылетах было доставлено 6400 тонн различных грузов. За живучесть Ju-52 называли «Юнкерс с 52-мя моторами». Известен случай, когда 52-й выдержал 24 атаки наших И-15. С началом Второй Мировой войны 52-й применялся для выброски парашютистов воздушного десанта на остров Крит, использовался как минный тральщик. Для поиска мин Юшка оснащался огромным кольцом крепящимся под крыльями и фюзеляжем. По этому кругу пускался ток в 300 ампер и мины с электромагнитным взрывателем взрывались. Полет, естественно, производился в этих случаях на минимальной высоте.
В 1941 году на новую серию самолетов начали ставить автопилоты и расширенные грузовые люки. Модификации Ju-52/3m стали обозначаться
так:
(Е) - Контейнерный
(F) - Десантный
(H) - Учебный
(N) - Грузовой
(R) - Связной
(S) - Санитарный
(St) - Перевозка тех. персонала
У 52-го интересная и оригинальная конструкция задней кромки крыла, под ней расположены закрылки, которые являлись в полете частью крыла. В свою очередь закрылок, растянутый по всей длине задней кромки крыла состоял из двух частей: первая работала, как элерон, а вторая - как закрылок. Крыло в своей основе имело 4 стальных лонжерона и получилось очень прочным. Фюзеляж имел прямые вертикальные стенки и позволял загружать негабаритные грузы через люк в крыше самолета. Шасси в полете не убирались, но при этом были очень прочные, что позволяло производить посадку на грунтовый аэродром.
Ju-52 продолжали эксплуатировать еще долго. В частности, в СССР - до 1949 года, в Швейцарии возят туристов по сей день.
Спасибо, что дочитали статью !