История вторая.
Вадим, тот самый человек, который общался с Галиной у Храма.
Об этом было в предыдущей истории.
У Вадима непростые отношения с Богом. Он и сам непростой.
Чем более сложным является человек, тем сложнее его жизнь. Вера же Богу проста.
И вот как соединить одно с другим: простоту веры и сложность внутреннего мира и жизни?
Вадим не знает. Ищет. Обращаясь за ответами к Богу.
Вопросы его сложные, философские, преломляемые через глубины глубин души.
Вадим хорошо и всесторонне образован. И техническое образование, и гуманитарное, и по бизнесу. И философией он увлекается. И богословие изучает. И на духовную жизнь не смотрит узко только в рамках догм Православия. Он хорошо знает и другие религии и направления. И провел системный сравнительный анализ этических и богословских основ каждой религии, сопоставил с другими течениями духовной жизни, с наукой, посмотрел в историческом ракурсе развития.
Вадим женат. У него семья, дети. Все благополучно. Жена душевна. Вадим хорошо понимает домочадцев. Его понять сложнее, но он и не требует глубокого к себе понимания.
Работа не очень идет, это да. Когда идет – он как вол трудится днями и ночами. Но работа и рынок вещи переменчивые: сегодня есть она, а завтра нет. И свой бизнес пробует. Тоже с переменным успехом, не радует.
У Вадима какая-то интуитивно глубокая связь с Богом. Смолоду даже думал уйти в скит или отшельничество. Хотел уйти, но что-то не дало. Наоборот, встретил жену, работа пришла хорошая.
Чувствительность у Вадима сильная. В психологии такую именуют высокий нейротизм. А это стрессовость высокая, внутри нерв натянут. И он уходит в стрессы от жизни худой, от ее перемен к худшему. Бог вытягивает, иногда на Руках несет. Если б не Бог.
Но страдания, муки, кресты, жертвы душе его не близки. Чтобы и кто ему не говорил, какие авторитеты, Вадим не экзальтирует страдание и боль, хотя испытывал их глубоко. Наоборот. Вадим считает, что боль говорит о болезни. Что что-то не так, что-то плохо, надо изменить это плохое.
В загробную жизнь Вадим не верит. Он эту, данную Богом, жизнь прожить хочет созидательно, со смыслом, на волне Божьей. Никто достоверно не знает, что там. Трудно Вадиму верить в то, о чем совсем ничего не знаешь.
В христианстве Вадиму ценна любовь Бога и любовь к ближним. И любовь ближних. И единение с Богом, жизнь на Его волне.
Лучшие состояния души его, когда он "уходит в Бога" и когда "ветер Божий в парусах дел его". Это бывает и от красивой музыки, от чудесного пейзажа, от поста, от красивой литургии. От всего, что потрясает душу чудом прекрасного, небесного и земного, особого. Это бывает и когда интересная, драйвовая работа, созидательная, увлекающая. Когда себя в ней забываешь, настолько ты поглощен ей. Всецело.
Но всегда ли так получается? Если бы...
Чаще это какая-то борьба, суета, бессмыслица, формализм. В которую кто-то ввязывает и трудно отвязаться. И это "убивает" Вадима и вводит в ужасный стресс. Нервы натягиваются до предела.
Если Бога любить – тут из души идет, это интуитивно и это очень глубоко и искренне. А вот с ближними не так.
Ближние его такие же сложные – сложноподчиненные, сложносочиненные – как и он сам. Себе на уме.
Тут проявишь любовь христианскую – либо на шею сядут, либо обманут, либо дураком посчитают. В монашестве хорошо проявлять любовь святую, к месту. А в обычной жизни - она странна. Это как выйти в белоснежном костюме в дождь и слякоть. Ты не в контексте.
Что же делать? Мучеником быть? Не его. Лукавить, поступать на людях не по-христиански, а потом идти в церковь и исповедоваться? Но это какой-то тяни-толкай получается. Бессмыслица. Просто жить? Но какая простота если мозг и реальность сложно устроены? Пробовал он. Да только радости это не приносит, а только ум ослабляет и расхолаживает дисциплину внутреннюю. Такая простота больше проблем приносит, чем решений.
Задал он как-то вопрос такой священнику, а тот в ответ:
«Вы не афишируйте на людях, что христианин. Но в решениях и выборах своих поступайте по -христиански».
То-то и дело, что по-христиански поступать трудно. За правду его из прошлой компании уволили.
В другую не взяли: «не свой». Не нужны нам правдивые и особо умные. На прибыльных и ловких спрос. А он не ловкий, не гибкий.
А как это: ловко и гибко? Согрешить и выкрутиться? Согрешить и другого подставить? Не забыть кому, что наврал, а кому что наобещал?
Страдает душа Вадима, а решения нет. От Неба чистота и свет, от земли - сырь, да гниль. Любит Вадим выделять общее и находить целое. Концептуален. А тут не соединяется. Как ни крути.
И вынес это на исповедь. Ответ был прост:
«Это ВЫ усложняете. Надо смириться. И Бог через смирение откроет все»
«А что есть смирение? Покорность, лояльность, бесхребетность?»
«Нет. Почитайте святых. Это благоговение и упование на Бога, считая Его Волю главной».
Читает Вадим святые книги, но они больше о том, что хорошо не в миру, и хорошо там, что боль, скорбо и страдания. И что смирение недостижимо. Как же тогда его обрести, если оно недостижимо? Это как в математике: дурная бесконечность, решение нерешаемой задачи?
Опять на исповедь выносит Вадим и кается, что не разумеет Бога, значит разум горделив и своенравен. Ему в ответ исповедник
«Путь ума в духовной жизни – не тот путь. Хотя некоторые подвижники им шли. Он сложный. Христианский путь - простой, путь сердца. Почитайте святого Паисия Святогорца, например. Сердце смирить надо».
Вадим часто исповедуется и причащается. Ожидая, что Бог разрешит эти страдания души. Он уже так окопался в своем глубоком духовном мире, что сыро становится.
И всякий раз, когда Вадим хочет бросить все, уйти из Храма, его вновь возвращает что-то туда.
И слышит он одно там от исповедника:
«В тебе ответ. Смирись и Бога услышь».
«В тебе ответ» - так всю жизнь ему говорят. И на работе, и дома. Это вменение ответственности на себя, когда ты всем должен, а тебе никто – убивает.
Но Вадим настойчив. Ищет устранение того самого камня преткновения, убрав который пойдет движение.
Вадим исповедуется так, как и не снилось простому обычному человеку. Наверное, так исповедуются монахи на Афоне. Он ночью не спит перед Причастием, держит пост. Он выписывает на утро перед Причастием все грехи, и очень глубоко готовится к исповеди. Он очень правдив в своей исповеди. Он хочет исповедоваться не устами, не умом, а сердцем и он копает глубины сердца.
Вадим причащается, ему на время становится лучше, но главное не приходит. Он верит – обязательно придет.
Вадим считает: значит он не в том исповедуется, не в том кается, не то открывает.. И Бог пока не дает ответ. Или он не слышит?
Вадиму предстоит это познать. Ларчик всегда открывается просто. Да открывающий нередко бывает не по благу сложен.
Вернемся в следующей истории к Максиму, который ехал мимо церкви. Пусть история о нем расскажет о его исповеди и не только.
Третью, завершающую, историю читайте на канале завтра. Добра всем.
Если хотите поделиться по этой истории – пишите в комментариях.