28 июля 1944 года началась Каунасская наступательная операция, составная часть и один из этапов операции «Багратион».
Её осуществляли силы 3-го Белорусского фронта под командованием Ивана Даниловича Черняховского во взаимодействии с 1-м Прибалтийским (И.Х. Баграмян) и 2-м Белорусским фронтами (Г.Ф. Захаров). Им противостояла соединенная 3-я танковая и 4-я армии группы армий «Центр» Вермахта под командованием фельдмаршала Вальтера Моделя.
После завершения Вильнюсской наступательной операции войска 3-го Белорусского фронта во второй половине июля вели ожесточенные бои с немецкими войсками на подступах к реке Неман и готовили продолжение наступления. К концу месяца немецкие части, сосредоточенные в направлении Каунаса, по советским оценкам, включали 10 пехотных и 2 танковых дивизий, 2 пехотные бригады и 30 отдельных полков и батальонов.
Ставка поставила перед войсками фронта задачу отразить наступление на каунасском направлении не позднее 1-2 августа за счет атак 39-й армии вместе с 5-й гвардейской танковой армией с севера, а также 5-й и 33-й армий. С юга требовалось занять Каунас (Ковно) — важнейший оборонительный плацдарм на подступах к Восточной Пруссии. План предусматривал, что войска Красной армии должны продвинуться к её границам к 10 августа и создать укреплённую позицию для подготовки к наступлению.
Модель сосредоточился исключительно на сдерживании советского наступления, как и в случае с параллельно развивавшимся наступлением со стороны Белостока, используя доступные ему войска, многие из которых принадлежали основной части группы армий «Центр» и смогли вырваться из окружения на предыдущих этапах операции «Багратион». Замысел операции советских войск был в ударе двумя группами по Ковно и захвате этого города, который открывал шоссейные дороги и железнодорожные линии на пути к Кёнигсбергу. Как и во время операции «Багратион» в целом, советское военное командование использовало в этой операции две ударные группы, хотя советская военная наука того времени предполагала нанесение в любой операции одного основного удара.
28 июля войска трёх объединённых советских фронтов перешли в наступление и к исходу 29 июля продвинулись на 5–17 км. К 30 июля сопротивление немцев на подступах к Неману было сломлено. На участке 33-й армии в прорыв был введен 2-й гвардейский танковый корпус: их стремительное продвижение к Вилкавишкису грозило немецким войскам окружением под Каунасом, и немцы были вынуждены отступить.
Используя успех 2-го гвардейского танкового корпуса, 31 июля войска 33-й армии вошли в Вилкавишкис и заняли железнодорожную станцию Мариамполь. В тот же день приказ об освобождении Каунас на следующий день был отправлен сразу в 8 авиадивизий, участвовавших в штурме. Войска 5-й армии ворвались в Каунас, а утром 1 августа полностью взяли его под свой контроль.
В своих мемуарах советские командиры потом писали, что не ожидали, что русскую город-крепость XIX века Ковно удастся взять так быстро. По планам немцев наступление советских войск должно было захлебнуться в городских боях, поскольку в Каунасе было установлено 9 фортов, что по мнению командования Вермахта, делало его неприступным. Сюрпризом для немцев стало то, что каждый «редут» штурмовался отдельно, и к вечеру 1 августа советские части уже добивали последние очаги сопротивления.
К началу августа войска фронта продвинулись на примерно 50 км, а затем расширили зону прорыва до 230 км, заняв более 900 деревень, посёлков и малых городов.
Немцы попытались усилить 3-ю танковую армию Рауса и организовать контрнаступление на северном фланге фронта в ходе операции «Доппелькопф». Немецкие войска также провели серию сильных контратак к юго-западу и западу от Каунаса. Противодействуя им, войска 3-го Белорусского фронта не только оттеснили противника на исходные позиции, но и продвинулись еще на 30–50 километров — к специально подготовленным немецким укрепленным позициям на рубежах восточнее Расейняя и линии Кибартай-Сувалки. С 29 августа по приказу Ставки фронт перешел к позиционной обороне. В результате Каунасской операции войска 3-го Белорусского фронта вышли к восточным границам Восточной Пруссии. Задача Верховного Главнокомандования была выполнена. За успех операции 21 часть и соединение получили почётные наименования.
К 75-летию освобождения Каунаса, два года назад, Министерство обороны опубликовало рассекреченные документы, проливающие дополнительный свет не только на ход операции, но и на беспримерное мужество советских бойцов. Об этом говорят ставшие достоянием общественности наградные листы наших солдат. Среди них командир танкового взвода Иван Матвеенко. На подступах к Каунасу 29 июля 1944 года он уничтожил три немецких танка, а когда орудие вышло из строя, пошёл на таран. Гитлеровцы не выдержали и повернули обратно. Из этого неравного боя Матвеенко, которому тогда был всего 21 год, вышел победителем, за что был удостоен звания «Герой Советского Союза».
В рассекреченных документах есть и подробности о жизни освобождённого Каунаса, первые фотографии после того, как советские войска вошли в город. Особое внимание Минобороны обращает на снимки мостов, которые навели бригады 3-го Белорусского фронта. Немцы, покидая город, взорвали мосты через Неман, в результате чего Каунас остался без железнодорожного и шоссейного сообщения. По мостам, которые возвели советские инженеры, в освобождённый Каунас доставляли всё самое необходимое для жизни людей. 1 августа в Москве на Поклонной горе традиционно проводятся праздничные артиллерийские салюты, посвящённые той победе.
Читайте также: «Сытый голодному не товарищ»: как питались солдаты во время Второй Мировой войны
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь в соц. сетях - Спасибо!