Кто такой современный “нищий”? Действительно ли ему нечего есть и он просит милостыню для пропитания? Как-то непохоже. Хотя, возможно, такие тоже встречаются. Не будешь же каждого проверять, предлагая ему еду.
Даже у церкви стоят явно не те, ком на еду не хватает. По человеку видно, что как только наберет на бутылку - сразу двинет в магазин.
Но ведь просят, руку протягивают. Кто на жалость давит - “Подайте ради Христа”, а кто бравирует - “Дай рубль, опохмелиться не хватает”. У каждого свои маркетинговые приемы, своя целевая аудитория.
О тех, кто что-то делает - играет, поет, стихи читает - я не говорю. По моему мнению, это люди работающие. Причем работа весьма непростая. Попробуйте сесть в переходе с гитарой или аккордеоном! Хотя они и в переходе, и перед ними лежит емкость для денег - к нищим их отнести нельзя.
Раньше я оценивал по каким-то своим критериям - достаточно ли жалок просящий, чтобы отдать свою кровную копеечку. Если человек с увечьем - все ясно, надо помочь хоть чуть-чуть. Даже понимая, что он может быть частью преступной сети. Ему несладко, это очевидно.
А если человек внешне здоровый и вполне может работать? Как быть в этом случае? Как-то глупо отдавать, хотя и небольшие деньги, просто так, кому попало.
Но постепенно я понял, что все гораздо сложнее.
Если ты оцениваешь просящего как недостойного твоей милостыни, ты по сути его судишь. А точнее, осуждаешь. Хотя ничего о нем не знаешь. Да даже если бы и знал - разве имеем мы право судить другого, когда у самих рыльце в пушку? А оно в пушку у каждого. Просто кто-то честно себе в этом признается, а кто-то пытается обмануть свою совесть и доказать ей, что он на самом деле ангел во плоти.
И вот что я еще понял, читая и слушая разных умных людей. Когда мы просим Бога о чем-то, не выглядим ли мы так же перед ним, как эти нищие перед нами? Похоже, что выглядим, даже еще похуже.
Например, гробим свое здоровье алкоголем, табаком и обжорством, а потом просим Бога о том, чтобы не болеть. Чем мы отличаемся от бомжа, который просит на бутылку?
Но самое главное: когда подаешь милостыню, не думай о том, что будет делать с твоими деньгами этот человек. Делай это ради себя.
В Евангелии от Матфея сказано: “Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (Мф 5:42)”
Ничего не говорится о том, что нужно сначала провести анализ, действительно ли ему нужны твои деньги на благие дела. Сказано просто: просят - дай. Точка.
Теперь я подаю всем, кто протягивает ко мне руку с просьбой. Немного - монетку, две. И говорю “ради Христа”. То есть не пытаюсь разобраться, куда пойдет эта монетка, на благое ли дело. Как ей распорядиться - это уже вопрос получившего. Я свое дело сделал - отдал.
Когда апостол Петр спросит: “Почему ты не подал этому человеку?”, не будешь оправдываться и рассказывать, что оценил его как недостойного твоей заработанной копейки. Не дал, осудил, поставил себя выше его - это факт. А все остальное - мало кому интересная лирика.
Если статья пробудила интересную мысль - поделитесь ей. И поставьте, пожалуйста, лайк.