Во время родительского собрания учительница посоветовала несколько книг, но родители сомневаются. Ведь учителю 25 лет, а своих детей у неё нет.
Я считаю, что условная Александра Александровна в свои 25 почерпнула из книг даже больше, чем наши бабушки и дедушки узнавали к 40 годам на собственном опыте.
Давайте на примерах.
Ребёнок забывает про обязанности
В школе. Александра Александровна завершает урок и громко говорит: «Сборники!». Дети встают с мест и ставят сборники на полку, чтобы не носить домой. Но не Миша.
Миша опять витает в облаках и уже держит в одной руке телефон. Другой рукой сваливает в рюкзак кучу со стола. В этой куче лежит и сборник, который Миша отнесёт домой и забудет принести на следующий урок. На следующем уроке он не сможет полноценно работать, а сборник рискует пробыть дома две-три недели.
Александра Александровна знает об этой особенности ребёнка, поэтому говорит… А что она говорит? Выберите и двух вариантов.
Дома. Дети часто забывают про свои обязанности не из-за вредности, а из-за обилия событий в жизни. Думаете, не страдают от этого? Ошибаетесь.
Проверяем готовность к школе? Используем только названия предметов или чек-лист.
Призываем убраться в комнате? Говорим: «Комната. 15 минут». Ребёнок поймёт, что через 15 минут вы придёте с проверкой.
Раздражаемся из-за мокрого полотенца на диване? Просто говорим об этом ребёнку: «На диване остаются пятна, если сразу не убрать мокрое полотенце».
Родители счастливы, дети радуются быстрому избавлению от обязанностей, а в семье сохраняется здоровая атмосфера.
Адель Фабер и Элейн Мазлиш в книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» делятся ещё сотней таких историй.
Ребёнок кричит и устраивает истерики по любому поводу
В школе. Александра Александровна знает, что истерика истерике рознь. В 7–12 лет на это одни причины (усталость, стресс, ссора с близким человеком), а в 13–17 — уже другие (проверка границ человека, попытка свергнуть авторитет, гормональные всплески).
Поэтому с ребятами разных возрастов будет общаться по-разному. Сперва поймёт причину беспокойства, а потом примет решение: утешит, выслушает, успокоит или жёстко пресечёт попытки самоутвердиться за счёт других.
Дома. Когда понимаешь причину такого поведения, выбираешь правильную модель поведения. Без ссор и криков договариваешься с ребёнком. Ведь с рождения до юношества переживает 4 кризиса и 6 раз трансформируется. Поэтому общаться с 5-летним и 13-летним одинаково не получится.
И это всё в книге Людмилы Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка».
Ребёнок отказывается что-то делать
В школе. Детям не нравится заниматься неинтересными вещами. Ребята скучают на уроках и отказываются писать в тетради, выполнять задания. Объясняют это тем, что работа не оценивается. Тогда зачем совершать телодвижения?
Именно поэтому Александра Александровна придумывает нестандартные задания и разрешает детям творить, ошибаться. Увлечь изучением предмета, а уже потом организовывать работу.
Дома. Лежат на диване с телефоном в руках, а не занимаются домашними делами или уроками. А почему бы не попробовать нестандартные подходы и тут? Распределить обязанности в виде игры или позволить ребёнку проявить инициативу.
Много историй из практики мамы, воспитателя и психолога в книге Анны Быковой «Самостоятельный ребёнок, или Как стать "ленивой мамой"».
Я сама мама и учительница. Знаю, что одни и те же приёмы часто работают как в школе, так и дома. Поэтому буду прислушиваться к советам и молодой Александры Александровны, и опытной Марии Ивановны.
А вы бы как поступили? Напишите об этом в комментариях. Также подписывайтесь на мой второй канал о книгах для детей, подростков и взрослых.
Ссылка на канал «Суднева: книги»: https://zen.yandex.ru/id/5c7c0c7baefecc00b47c372c