Самый оптимальный клиент для юриста, это тот, который получает необходимую ему услугу и платит заранее оговоренную стоимость. Цена может быть установлена как в договоре, так и на словах, если у юриста с клиентом сложились доверительные отношения. Последний вариант вовсе не означает, что юрист работает в «черную». Некоторым клиентам достаточно выставить счет на оплату без оформления договора.
За более чем десять лет своей практики я пообщался со множеством клиентов и хочу поделиться пятеркой своих «любимых» типов клиентов:
Клиент «Всезнайка»
Клиент, который думает, что знает законы и судебную практику лучше тебя. Как правило, без юридического образования. Свои знания в основном черпает «со слов» друзей, родственников, телевизора и интернета. Спрашивается, зачем пришел за юридической помощью, если сам все знаешь и умеешь? Столкнувшись с суровой действительностью «общения» с государственными органами сразу бежит за помощью. Но, при всем при этом, любое твое слово или действие ставит под сомнение.
Клиент «Друг дальнего родственника/друга/знакомого»
Клиент, который постоянно звонит и консультируется, и при этом принципиально не платит. Будто бы боится обидеть, предложив денег. Так и хочется сказать таким: «Не бойтесь, обижайте сколько угодно!».
Клиент «Жадина-Говядина» или «Вчера доел последний кусок хлеба»
Клиент, который похож на предыдущего в списке, с тем отличием, что хочет получить минимальную стоимость услуг за максимально количество твоего времени. Отличительные признаки таких клиентов – передвигаются на люксовых автомобилях, ходят с телефонами последних моделей, а то и не одним.
Клиент «Один раз заплатил – консультируюсь бесплатно до конца жизни»
Данный клиент похож на двух предыдущих. Особые отличия: когда-то обращался за помощью, получил небольшую услугу и оплатил ее стоимость, а после звонит каждый месяц и бесплатно консультируется. Попытки заблокировать такого клиента бесполезны, так как может звонить и писать с телефонов своих родственников.
Клиент «Почему я должен платить за вашу работу?» или «Вы не юрист, а пустое место»
Клиент, который получил нужную ему услугу и не хочет платить ранее оговоренную сумму. После получения услуги вдруг сам для себя решает, что она не стоит таких денег. Данный клиент может также относится и к другим «типам» - со 2 по 4. Также возможны оскорбления со стороны клиента, чтобы потешить его самолюбие.
Данный список субъективный и составлен исключительно на основании моего собственного опыта общения со своими клиентами. А также он максимально обезличен, чтобы никого не обидеть -)