Найти тему
Про что кино?

Тоби Магуайр в роли эксцентричного шахматиста в фильме Эдварда Цвика "Жертвуя пешкой" (2014)

В статье про фильмографию американского режиссёра Эдварда Цвика уже упоминалась его лента про противостояние двух великих шахматистов - Бобби Фишера и Бориса Спасского. Эта лента очень гармонично сочетается с недавним мини-сериалом "Ход королевы", где героиня Ани Тейлор-Джой раздавала маты налево и направо представителям мужского пола.

Отличие "Жертвуя пешкой" от сериала ровно одно - фильм акцентируется конкретно на личности Бобби Фишера, нежели самой игре. В то время, как "Ход королевы" просто изобилует всевозможными комбинациями и их названиями, Эдвард Цвик просто рассказывает нам историю шахматиста, который медленно, но верно сходит с ума.

-2

Псевдо-документальные элементы фильма искусственную хроникальность событий и рождают иллюзию достоверности. Хотя многие свидетели противостояния Фишера и Спасского открещиваются от того, как всё показали в фильме, даже обвиняя авторов в большом количестве неточностей касательно самих шахмат. Скорее всего художественная условность поспособствовала тому, что времени самой игре и её тонкостям уделено меньше, нежели одному конкретному персонажу Тоби Магуайра. Немаловажный акцент сделан и на противостоянии США и СССР, словно столкновение двух гигантов на арене Холодной войны скукожилась до движений фигур по доске.

-3

В картине "Человек-паук" (2002) Сэма Рэйми дядя Бэн говорил юному Питеру Паркеру, что "большая сила требует большой ответственности". По всей видимости, это клеймо распространяется на многих персонажей Магуайра, в том числе и на Бобби Фишера. Нам показали, что в большей степени он становится заложником собственного гениального и пытливого ума, который не давал ему ни дня продуху. Не способствовали улучшения состояния и радио-передачи, которые он регулярно слушает. В них активно вешают лапшу про прослушки, Холодную войну и прочие пропагандистские вещи (часть из которых были правдой). Образ Фишера словно вбирает в себя ту атмосферу паранойи эпохи правления Никсона, когда жучки для слежки устанавливали в дома многих известных людей - недаром во время одной из сцен упоминается знаменитый Уотергейтский скандал.

-4

Таким образом маленький человек по имени Бобби Фишер оказывается между молотом и наковальней - собственным гением и идеологическим конфликтом. Но в итоге он стал жертвой невидимого третьего врага - своего чрезмерно раздутого эго. Причин для его постоянных метаний множество, как мы можем судить по картине - это или страх выиграть и стать лучшим во всём мире, или непрекращающееся чувство слежки, и недополученная любовь со стороны родных и целый ворох проблем, которые сделали Фишера таким, как он есть на момент событий, рассказанных с экрана. Иначе трудно объяснить, почему он на ходу выдумывает обеспечение всё более странных условий со стороны организации турнира, чтобы он туда вообще приехал, и даже в ходе самой игры начинает страдать чрезмерной раздражительностью и очередным приступом мании преследования.

-5

Финал фильма показывает, что Фишер несмотря на всё проиграл и пал жертвой собственного изощренного мозга. Прямо говорить о том, что произошло нет смысла - для этого можно посмотреть фильм. Но итог, который подводит Эдвард Цвик в своей картине, это не какой-то сакраментальный вывод, который может сделать зритель и чему-то научиться. Перед нами лишь психологический портрет-эссе про личность известного шахматиста, а не драма про жизнь и страдания. И хотя последнего в фильме в избытке, вряд ли их можно сопоставить с жизнью каждого из нас, и во многом это замечательно. Нам наглядно продемонстрировали, что может таиться за спокойный и рассудительным взглядом не только шахматистов, а любых других гениальных людей - ворох психологических проблем и саморазрушение. Такого не пожелаешь даже заклятому врагу, поэтому хорошо, что за таким можно наблюдать только с экрана телевизора или монитора.