В СМИ многих стран появились публикации о шпионской программе Pegasus, обнаруженной в смартфонах журналистов.
О том, что телефоны политиков, крупных бизнесменов и журналистов, пишущих на тему политики или занимающихся журналистскими расследованиями, могу прослушиваться, знают давно. От чего же возник такой ажиотаж сейчас? Ответить на этот вопрос трудно, но, скорее всего, причинами стали вещи совсем другого порядка, а не сам факт прослушивания телефонов. А вот цитата: «Когда ловят шпиона или изменника, негодование публики не знает границ, она требует расстрела. А когда вор орудует на глазах у всех, расхищая государственное добро, окружающая публика ограничивается добродушными смешками и похлопыванием по плечу. Между тем ясно, что вор, расхищающий народное добро и подкапывающийся под интересы народного хозяйства, есть тот же шпион и предатель, если не хуже». Говорят, что это сказал Иосиф Сталин. И в данном случае с «кровавым диктатором» нельзя не согласиться. Судите сами, писать о хищениях сегодня не с руки, для этого и самому журналисту надо обладать знаниями, и доступ к информации должен быть. А поскольку в большинстве случае ни первого, ни второго нет, то, конечно, лучше смаковать сброшенную кем-то информацию о шпионских программах, о том, что журналистов слушают и т.д.
Журналистов и впрямь слушают, но далеко не всегда и не всех. То, что некоторые персоны утверждают, что их слушают всегда, пусть останется на их совести. Слушают лишь тогда, когда идет привязка к высокому чину или какому-то громкому делу. В остальных случаях представителей СМИ не слушают. Во-первых, накладно, во-вторых, а зачем? Потому поднявшийся крик «Караул, за мной следят!» не просто смешон, а вызывает вопрос, отчего же правозащитные организации, поднимающие сейчас голос на стороне журналистов, так выборочно действуют? Несколько лет в казахстанских СМИ появились прослушки телефонных разговоров журналистов и политологов. Однако ни «Әділ сөз», ни другие организации, занимающиеся правами журналистов, не позвонили к фигурантам этих прослушек, не предложили свою помощь. В то же время вызванные на допрос в структуры, от которых законопослушные граждане предпочитают держаться подальше, фигуранты были крайне удивлены. Им ясно дали понять, что поводом для вызова на допрос стало не нарушение закона ими, а чей-то наговор. Точнее, донос со стороны коллег.
В этот же раз некая правозащитница с гордостью заявляет: дескать, я всегда знала, что меня слушают. Свое «фи» выразил журналист, делающий репортажи из зала суда. Лишь один человек, имя которого фигурирует в списках, достойно ответил на вопросы представителей СМИ. Все же остальные буквально упиваются тем, что их имена оказались в списках тех, кого слушают.
При этом никто не задается вопросом, кто именно слушает. Впрочем, Союз журналистов Казахстана и Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» выпустили совместное заявление по этому поводу. В нем говорится: «Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project – OCCRP) обнародовал информацию об использовании ультрасовременной шпионской программы для прослушки журналистов, политиков и гражданских активистов в более чем 10 странах мира, в том числе и Казахстане. Фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» и Союз журналистов Казахстана считают недопустимым и неприемлемым факт слежки за деятельностью и личной жизнью представителей медиасферы и прослушивания их телефонов. Это является не только прямым нарушением статьи 18 Конституции РК и статьи 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, но и попыткой контролировать и ограничивать свободу слова». Однако и здесь нет вопроса о том, кто занимается организацией подобного прослушивания.
Да и сама информация о прослушивании выглядит малоубедительной. Очевидно, прав заместитель руководителя администрации президента страны Даурен Абаев, когда ответил журналистам следующее: «Сложно комментировать то, о чем точно ничего не известно. Нам дали довольно интригующую информацию без каких-либо доказательств и просто предлагают нам поверить в это. По-хорошему, в этот список можно включить, кого угодно и таким образом посеять зерна сомнений в стране среди элиты, среди журналистов и так далее. Мне кажется, тут важно придерживаться принципа разумного скептицизма. Пока мне больше сказать нечего».
В списках Центра по исследованию коррупции и организованной преступности есть имена президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, премьер-министра Аскара Мамина и акима Алматы Бакытжана Сагинтаева. Кроме них, указаны телефонные номера лидеров 14 стран мира, в том числе и президента Франции Эммануэля Макрона.
Вопрос остается прежним, кто и почему попадает в список тех, кого слушают. Судя по информации, опубликованной в интернете, большинство упомянутых лиц оказались там, потому что их указали из соседних стран или государств-конкурентов. Что касается Казахстана, то президент страны и руководитель правительство выбраны «по всей видимости, их собственными странами». Не правда ли, как интересно?!
Разумный скептицизм по отношению к информации о прослушивании необходим, ибо позволяет отделить зерна от плевел и найти ответ, кому это выгодно. И ответ на вопрос, кому это выгодно, скорее всего, окажется не таким, как это видится сейчас некоторым журналистам.