Найти тему

Дети и деньги. Финансовая грамотность и как ей обучить, ч.2

Оглавление

Знают ли дети о том, как с умом копить и тратить деньги? Когда нужно обучать этому ребёнка и как сделать процесс интересным? На наши вопросы по теме в этот раз отвечает тьютор по финансовой грамотности, доцент, к.э.н., старший бухгалтер ООО «Бизнес Финанс Консалтинг» Сударикова Ирина Александровна.

Дети умеют тратить деньги, но как научить их делать это правильно?
Дети умеют тратить деньги, но как научить их делать это правильно?

1. Как в целом вы оцениваете уровень финансовой грамотности российских школьников на сегодняшний день? Есть ли прогресс за последние годы, и насколько нынешний уровень наших школьников отличается, например, от ситуации в США, Европе или азиатских странах?

Благодаря реализуемой в стране национальной программе повышения финансовой грамотности населения, активному участию в ней государства и финансового бизнеса, а также развитию цифровых технологий, повышающих доступность информации, сервисов, финансовых услуг, уровень финансовой грамотности современных школьников за последние годы значительно вырос (вывод подтверждается результатами тестирования, например, результатами международного исследования PISA-2018, а также личными оценками).

Получение финансовых знаний и постепенное развитие финансовых навыков позволяет не только повысить уровень финансовой грамотности растущего поколения, но и активно влиять на формирование финансовой культуры. Школьники постепенно осваивают понятия, термины, знакомятся с финансовыми продуктами (прежде всего, банковскими), правилами управления личными финансами, учатся применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях, вести финансовое планирование, понимают последствия типичных финансовых решений и осознают риски финансового мошенничества.

В результате формируется ответственное финансовое поведение, культура бережливого потребления, система ценностей, мотивирующая сохранять и преумножать.

2. Как, на ваш взгляд, должно быть организовано обучение финансовой грамотности в школах? Кто должен разрабатывать соответствующие программы и сколько времени им нужно уделять?

Развивать финансовую грамотность и формировать финансовую культуру нужно с начальной школы на основе периодически обновляемой программы, включенной в общеобразовательную программу.

Наибольший эффект может принести сочетание специальных уроков по финансовой грамотности (1 урок в неделю) и включение элементов финансовых знаний в другие предметы (где это возможно, например, математика, информатика). Разрабатывать программу должны совместно Министерство просвещения и Министерство финансов.

3. Что можно посоветовать родителям — с какого возраста и в каком количестве стоит давать деньги детям и как направлять финансовое поведение ребенка?

Если разумное отношение к деньгам можно и нужно формировать с 3-4 летнего возраста, то карманные деньги у ребенка должны появиться не ранее школьного возраста, одновременно с необходимостью осуществлять оплату проезда, оплачивать питание и т.д.

Родители должны содействовать формированию бережливого и ответственного отношения к деньгам, ориентировать ребенка на «золотую середину» между скупостью и расточительством.
  • В начальной школе ребенок должен получать карманные деньги в пределах запланированных родителями трат.
  • Примерно с 10 летнего возраста карманный бюджет должен стать больше (+10% к запланированным расходам), чтобы сформировался навык разумного потребления, одновременно возникла мотивация и возможности накопления. Причем подарки на праздники и день рождения ребенок должен получать желательно в натуральной (неденежной) форме, а вот какие-то поощрения за заслуги могут выступать в форме денежной премии. При этом родители должны помочь определиться ребенку с финансовыми целями и способами накопления.
  • В более старшем возрасте (с 14 лет) нужно ориентировать детей на зарабатывание денег, помочь найти доступные формы активного труда в свободное время.
  • С 15-16 лет школьники могут пользоваться банковскими депозитами, постепенно осваивать сервисы для операций на рынке ценных бумаг с минимальным капиталом.

Если статья была полезной – поддержите канал лайком и подпиской!

Мы будем приглашать экспертов и отвечать на другие вопросы родителей.

Спасибо, и заходите на сайт онлайн-школы «Синергия» – образование будушего уже сейчас!

Делаем качественное образование доступным каждому!
Делаем качественное образование доступным каждому!

#школа синергия. учим детей

#школа синергия. лайфхаки и советы

#школа синергия. советы профессионалов

#школа синергия. наши преподаватели