После ухода практически любого человека из жизни остается наследство. И остаются наследники. Почему так получается, что раздел имущества, переходящего наследникам, зачастую становится водоразделом, после которого близкие по крови люди становятся чужими, а, часто, даже врагами друг другу?
Сегодня хотелось бы поговорить о проблемах наследства. Я не юрист, поэтому не буду влезать в юридические дебри. Я хочу поговорить об этой проблеме чисто с точки взаимоотношений между родственниками.
Я уже говорила неоднократно, что, если о чем-то начинаешь думать, жизнь подкидывает пищу для размышлений на эту тему.
Мать моего мужа ушла из жизни четыре месяца назад. Скоро придет время вступать в наследство. Наверное, я много думаю об этом, поэтому каждый день какая-то новая история на эту тему.
Не знаю, смогут ли мой муж с его сестрой мирно решить проблему раздела наследства. Стараюсь не думать сейчас об этом и гнать плохие мысли.
От бабушки осталась квартира и дача. Раздел квартиры никаких вопросов не вызывает. А вот дачу, на которой за последние двадцать лет всё сделано нашими с мужем руками и участие его сестры в ее благоустройстве нулевое, делить пополам по закону жалко и по-человечески несправедливо.
Надеюсь, у них хватит ума и благоразумия не портить отношения между единственными, оставшимися в мире полнокровными родственниками.
Но вижу в повседневной жизни множество примеров, когда близкие родственники становятся врагами друг другу.
Зимой столкнулась с аналогичным случаем.
Рядом с нашей дачей через дорогу стоял красивый ухоженный дом с большим участком. Задорный петушок на флюгере поворачивался от малейшего ветерка, неизменно привлекая к себе внимание всех окрестных птиц.
Когда-то хозяин дома дружил с нашим дедушкой, отцом моего мужа. Мужчины ходили друг к другу в гости, дети играли с собаками. Потом ушел из жизни сначала хозяин соседней дачи, потом наш отец. У соседей было двое детей – дочь и сын. Сын горел заниматься родительской дачей, поддерживать ее в порядке и благоустраивать дальше. Но их мать почему-то по завещанию оставила дачу дочери, у которой был свой дом и, в принципе, родительская дача была ей не нужна. Но она повела себя по принципу «сама не ам и другим не дам». Был суд из-за наследства, но он оставил решение хозяйки в силе. В результате брат с сестрой прекратили всякие отношения. Красивый дом за пятнадцать лет обветшал и начал разрушаться. Участок зарос травой по пояс. Забор упал.
Зимой я в одном из магазинов встретила мужчину средних лет, который узнал меня и спросил, как там соседский участок. Оказалось – обделенный сын хозяйки. С жадностью расспрашивал, как там родительский дом. Видно, что ему было очень горько, что то, что было ценно для него, для его сестры никакой ценности не имеет. Сказал, что раз дом заброшен и запущен, постарается вернуть дом себе.
В воскресенье ездила на дачу. Вижу, как он ходит по участку, косит траву, рубит кусты. Наверное, смог договориться.
Другой случай
Вчера в пригородном поезде ехала на дачу. Разговорилась с уже немолодой женщиной, вместе ходим с ней зимой на фитнес.
У нее зимой ушел из жизни муж, и она на законных основаниях вступила в наследство теперь уже принадлежащей ей полностью квартиры.
Заодно написала завещание на то имущество, которое останется после ее ухода из жизни. Женщине восемьдесят, но она еще бодра, энергична, худощава и легка на подъем. С мужем у них было трое детей. Старший сын и две дочери. Сын тринадцать лет назад ушел скоропостижно в мир иной по причине сильной взаимной любви с зеленым змием. В результате этой невероятной любви он полностью угpобил свое здоровье и скончался в один момент от сепсиса. После него осталась безутешная вдова и сын. Вдова так свою жизнь больше и не устроила, сын давно вырос, выучился, уехал в северную столицу. Работает, платит ипотеку, как большинство молодежи.
Моя знакомая написала завещание на квартиру и упомянула в ней своих оставшихся в живых дочерей.
О завещании узнала бывшая сноха, и она теперь устроила бабуле настоящий террор за то, что обделила в завещании внука. Мотивировка – ему тяжело платить ипотеку и бабушка должна была оставить ему тоже треть наследства.
Я не вникала пока в юридические тонкости, не знаю, действительно ли так, что, даже если кто-то из детей ушел из жизни раньше родителей, причитающаяся ему доля наследства должна перейти его детям?
Женщине я вчера сказала, как я вижу всю эту ситуацию. Что она, в принципе, имеет право завещать свое имущество, кому сама считает нужным, только при этом не должны быть ущемлены права несовершеннолетних детей и недееспособных граждан, находящихся на иждивении завещающего. А в остальном она вольна сама распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. Таких льготных категорий среди близких родственников моей знакомой нет, поэтому, какие могут быть претензии? Внук взрослый, дееспособный, трудоспособный. Облагодетельствует бабушка внука в своем завещании – прекрасно, а нет – какие могут быть к ней претензии? Может, но не должна.
Я же ей вчера сказала, кроме всего, что я написала выше, что с ней может случиться всякое и лучше, всё же, обговорить с дочерьми вопрос о том, кто и как будет ухаживать за ней, если ей потребуется медицинская помощь и патронажный уход. И, может быть, эта квартира нужна будет для оплаты пансионата или услуг сиделки. Женщина, несмотря на свои восемьдесят, даже не рассматривала вопрос с этой стороны. Мои слова повергли ее в шок.
Еще по поводу внуков.
В юности у меня была лучшая подруга. Двадцать лет назад подруга за полгода сгорела от рака, оставив сиротой десятилетнюю дочь.
Подруга была младшей любимой дочерью матери, у которой были еще старшая дочь и сын. Сын тоже скоропостижно ушел из жизни в сорок пять лет от инфаркта. Из всех детей матери моей подруги к концу ее жизни осталась только старшая дочь.
Когда ушла из жизни моя подруга, ее мать взяла к себе внучку и вырастила ее, потому что отношения с мужем у моей подруги были просто дикие, ребенку там было бы не выжить. Бабушка тоже оставила завещание и остающийся после ее ухода из жизни справедливо разделила на три части – по доле на каждого из детей и, в случае, когда детей нет, доля достается внукам..
Жалея племянницу, выросшую сиротой при живом отце и оставшуюся вообще без всяких материальных ресурсов, жена брата отказалась от своей доли в пользу дочери моей подруги. Таким образом, девушка становится наследницей после cмерти бабушки 2/3 наследства. Но старшая дочь захватывает бабушкин дом, в котором, к слову, выросла дочь моей подруги и никого туда не пускает. Переезжает туда и живет там одна с больным внуком. Был суд, ей постановили выделить долю дочери моей подруги или отдать деньгами. Но она заявила, что денег у нее нет, если будет продавать дом, то разделит согласно закону, а пока она будет там жить и ей нужно думать о своих детях. Ругаться и воевать в этой семье друг с другом никто не хочет. Кто позубастее, захватил наследство и живет и дальше, забыв о совести и родственных чувствах. Надо ли говорить о том, что родственных отношений больше нет?
Я хочу опять рассказать о том, как мы с сестрой делили наследство, доставшееся от мамы.
Мама наша всю жизнь много и тяжело работала, и к концу жизни у нее остался частный старый дом, где мы все вместе жили и частично благоустроенная квартира, которую ей выделили от работы. Дом мама продала за смешные деньги еще до рождения нашей младшей дочери. Часть денег отдала мне на сохранение, но я сохранить, к моему стыду не смогла. Мы только-только начинали заниматься бизнесом и деньги ушли в оборот.
Потом мама хотела написать завещание на квартиру на нас с сестрой пополам, но я отказалась, так как уже получила в наследство по факту дом. И, хотя стоимость этих объектов недвижимости была несопоставима, я не стала у сестры требовать половину вырученных за квартиру денег. Сестра все деньги после продажи квартиры пустила на покупку участка в Ярославле и начало постройки собственного дома. Таким образом, мамино наследство не было растрачено, оно полностью ушло в фундамент благополучия наших с сестрой семей.
Сестра в благодарность мне принесла мне сто тысяч. На них мы в тот год сыграли свадьбу нашей старшей дочери.
С сестрой у нас очень близкие, теплые, по-настоящему родные отношения. Никогда даже мысли не возникало, что мы можем рассориться из-за наследства. Для нас всегда важнее были родственные чувства, а не деньги. Поэтому, решили всё по-человечески.
Знаю, что найдутся опять комментаторы, которые напишут, что Брусницына опять себя в пример приводит и хвастается. Я не хвастаюсь, говорю, как было в нашем случае. Наверное, мама нас так воспитала, что мы с сестрой всю жизнь поддерживаем друг друга.
Вот такая сложная и неоднозначная тема.
Предлагаю обсудить в комментариях.
Если вам близко то, о чем я пишу – ставьте лайки, подписывайтесь на канал.
Спасибо, что читаете. Анфиса.