Найти тему
LegenDaily

Михаил Якимов: Москва & Петербург. Инфраструктура столицы проигрывает

Петербуржцы часто сетуют на то, что в Северной столице власти мало внимания уделяют транспортному строительству, в отличие от Москвы, опережающей в этом смысле Петербург. Москвич Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор кафедры «Организация и безопасность движения» МАДИ, побывав в городе на Неве, сравнивает его со столицей. И сравнение не в пользу Москвы. Может, и неплохо, что в Петербурге нет такого количества транспортной инфраструктуры?

Недавно побывал в Санкт-Петербурге на своем автодоме. Я доехал до Петровской набережной, припарковался рядом с крейсером «Аврора», а утром выпил на зеленом газоне под тенью деревьев чашечку кофе. Вечером, перед тем как лечь спать, посмотрел из окна автодома, как разводятся мосты над Невой. Через день я переехал на Крестовский остров, встал в пятидесяти метрах от пляжа, смог поиграть в волейбол, а между партиями окунуться в прохладную воду Малой Невки…

Все это было совершенно естественно и непринужденно, не говоря уж о том, что совершенно бесплатно!

Вернувшись домой, я до сих пор ищу ответ на вопрос: что же не так с Москвой?

Ведь в Москве такое совершенно невозможно! И дело даже не в цене вопроса, в Москве просто нет таких мест. Люди живут в Москве исключительно для того, чтобы работать? Можно ли назвать это жизнью?

Огромный городской бюджет не оставляет москвичам времени на жизнь. Москва находится в процессе постоянной реконструкции, инновации, реновации. Один проект сменяется другим, и большинство этих проектов лежит в транспортной сфере.

Мне иногда кажется, что перманентная идея «решить транспортные проблемы москвичей» настолько засела в головы, что последнее время принимает параноидальные черты. Мифические «транспортные проблемы» решаются несмотря ни на что и вопреки всему. При этом уже, похоже, никто не понимает, чьи проблемы решаются, с какой целью они решаются и будут ли они вообще решены.

«Транспортные проблемы» появляются, а часто и просто придумываются со скоростью, превышающей скорость их решения.

Мне интересно, кто-то в Москве видит ближайшее или отдаленное транспортное будущее города? Какое оно?

Еще совсем недавно решение транспортных проблем москвичей виделось в масштабном строительстве скоростных дорог и транспортных колец. Чуть позже — в хордах и «проколах» под железными дорогами. Потом во главу угла ставилась «городская среда», выделенные полосы для автобусов и проект «Моя улица». Теперь — новый и не менее грандиозный проект по строительству в городе железных дорог и транспортно-пересадочных узлов. Уже анонсируются планы создания еще одного супер-мега-транспортно-пересадочного узла на месте маленького Рижского вокзала. И этот проект также обосновывается необходимостью во что бы то ни стало решить «транспортные проблемы» москвичей…

Коренные москвичи тем временем продолжают покидать город.

Скоро некому будет задать вопрос: все эти грандиозные транспортные проекты придумывает один человек или разные люди? Трудно не заметить, что эти проекты не только разнонаправленны и диаметрально противоположны в своих целях, но и очевидно повторяют ошибки прошлого. История повторяется на каком-то новом витке: давайте построим пару тройку транспортно-пересадочных узлов, пять-шесть центральных диаметров, все поедет, и транспортные проблемы москвичей исчезнут раз и навсегда. Идея не нова, так и результат предсказуем.

Совсем недавно реконструировали Комсомольскую площадь, обеспечили комфортное движение пешеходов, облагородили городскую среду. И вот уже новое решение: будем строить железную дорогу и железнодорожный мост! Какого результата мы ждем от этого строительства? В Москве исчезнут пробки? А может быть, качество жизни людей в районе Комсомольской площади улучшится? Очевидно, что нет.

Так что же мы делаем? Для чего и для кого? Сколько еще нужно построить московских центральных диаметров, чтобы решить пресловутые «транспортные проблемы москвичей»? Десять? Двадцать? Еще один центральный диаметр, и все поедет? Мне помнится, все это уже было с полосами для движения автомобилей. Стоит ли второй раз наступать на те же грабли?

Может быть, стоит задуматься о качестве жизни в городе, пока он окончательно не превратился в один большой транспортно-пересадочный узел?