Найти тему

Юридический процесс купли-продажи компании.

Итак, вы решили развиваться в предпринимательской сфере. Основательно изучив рынок, взвешивая все возможные и даже далекие от реальности варианты, вы остановились на приглянувшейся вам бизнес-стратегии и готовы начать свое дело.

Первое, что необходимо сделать для реализации ваших планов – официально войти в предпринимательскую среду. В виду того, что ваша стратегия предполагает определенный путь развития и функционирования, вы обращаете свой взор на такой вид хозяйственной деятельности, как Общество с Ограниченной Ответственностью. Заветные три буквы надежно укрепились в вашем сознании, вы начинаете смотреть варианты.

И тут у нас возникает выбор. Зарегистрировать новое общество либо использовать уже готовое? Каждый решает этот вопрос для себя сам, взвешивая «за и против», но, забегая вперед, сообщаю, что наша организация поможет вам в решении любых вопросов, по любому из выбранных вариантов.

Покупка готовой фирмы предполагает неплохой выигрыш во времени, так как все необходимые документы собраны и соответствуют закону, вопросы учета во внебюджетных формах, наличия печати уже решены. Особенно выгодным такое решение выглядит, если деятельность, которой вы планируете заниматься, подлежит лицензированию. Фирма с готовой лицензией освобождает вас от долгого и затратного процесса самостоятельного получения лицензии (ссылка на предложение по лицензированию).

Являетесь вы покупателем либо продавцом общества, иметь представление о самом процессе вам в любом случае необходимо.

Итак, существует несколько способов продажи хозяйствующих субъектов.

Первый и самый очевидный из них – сделка купли-продажи, проведенная при участии нотариуса. Данный способ является так же и самым популярным. Для реализации данного способа потребуется соблюдение нескольких условий. Для начала, необходимо собрать для предоставления пакет документов, необходимых для продажи, начиная с устава организации и заканчивая паспортами участников сделки. Далее необходимо будет подготовить договор купли-продажи, либо составить его у самого нотариуса, при этом обязательно присутствие всех участников сделки: покупателя и продавца в полном составе. Так же потребуется подтвердить согласие супругов лиц, совершающих сделку. Сделать это можно как через личное присутствие, так и через заявление о согласии супруга, либо заявлении о том, что лицо в браке не состоит.

Заполнение формы, проверка документов и прочие нюансы при данном способе являются обязанностью нотариуса, вам же необходимо дождаться окончания процедуры и, получив от нотариуса документы из регистрирующего органа, уведомить банки и контрагентов о произошедших изменениях.

Вторым способом является продажа организации через изменение состава ее участников.

Начинается реализация этого способа со входа нового участника в общество путем увеличения размера уставного капитала. При этом вносятся изменения в учредительные документы, соответственно, заполняется заявление по форме 13001 (подпись в данном заявлении должна быть нотариально удостоверена), подготавливается новая редакция устава, прикладываются заявление о входе в общество и подтверждение оплаты вносимого вклада, а также решение либо протокол о соответствующих изменениях. Обратите внимание, что при внесении изменений в учредительные документы взымается государственная пошлина, квитанцию об оплате, которой так же необходимо приложить к пакету документов, предоставляемых в регистрирующий орган.

Следующим этапом будет выход «будущих бывших» участников из общества. Для этого так же подготавливается пакет документов, состоящий из заявлений каждого отдельного участника о выходе из общества, решение или протокол о распределении долей в обществе, а также заполняется форма 14001 для подачи в регистрирующий орган. В данном случае государственная пошлина не взымается, так как изменения, вносимые на данном этапе в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, учредительные документы не затрагивают.

В действительности, процесс продажи организации не всегда проходит достаточно гладко. Причин тому множество: объем информации, с которой необходимо не просто ознакомиться, но понять; огромное количество различных нюансов сроков и оплаты, которые необходимо учитывать, дабы не понести излишние затраты, причем знание и понимание работы этих нюансов приходит с опытом и только с ним; не стоит забывать и о том, что в процесс продажи неизбежно вовлекаются нотариус и регистрирующие органы, то есть возникает вероятность бюрократических проволочек.

Подводя итоги, хотелось бы обозначить, что, не смотря на внешнюю схожесть, каждый процесс купли-продажи предприятия по-своему неповторим и уникален. Для того, чтобы он прошел гладко и с минимизацией рисков, мы настоятельно рекомендуем при решении подобного рода вопросов обращаться за помощью к опытным специалистам, которые с профессиональной точки зрения рассмотрят возникшую ситуацию со всех сторон и решат ее в кратчайшие сроки и с минимальными вложениями.

https://www.ulc.ru/hochu-prodat-firmu/

Шапошников Александр Дмитриевич,

юрист, специалист по корпоративному праву

группы Объединённые Юристы.