Найти тему
knews.kg

Кто перехватит власть на местах. «Серая революция» партократов Казахстана

Выборы сельских акимов «неожиданно» и «внезапно» обернулись победой Nur Otan. Хотя это было ожидаемо, но что это несет в последующем попытался объяснить телеграм-канад "Великое шежире":

Ведь первый зампред партии Бауыржан Байбек, опираясь на данные социологов, планировал победу в 80 процентах округов, а партия взяла 86. Это с самовыдвиженцами, конечно.

Наверху сочли, что результат соответствовал затратам: кандидаты от Nur Otan обработали 1,2 миллиона избирателей на 45 тысячах встреч и мероприятий. Только треть из них в онлайн-режиме, остальные — очные. Партия провела обновление лиц, впрочем, укладывающееся в нормы приличия — действующие акимы составили 65 процентов победителей.

Но вот социолог Гульмира Илеуова профессионально порассуждала о том, как это событие не заметило общество: «Выборы напрямую коснулись сравнительно небольшого количества людей. С этой точки зрения понятно, почему многим они были неинтересны в Казахстане, или почему мало информации было по голосованию».

Сто килограммов ума и обаяния в виде политолога Едилова сочли нужным похвалить президента. «Политический организм государства теперь будет работать не просто, как механизм прямых выборов сельских акимов, но и станет выступать в качестве долгосрочного инструмента в кардинальном изменении сферы самоуправления», — сочинил на ходу он.

Что же произошло на самом деле — никто не заметил. Почти никто. Поэтому «Шежiре», как всегда, разъяснит. А произошли учения по передаче полномочий от исполнительной власти к партии власти. Потому что раньше сельский аким был низовым чиновником иерархической пирамиды региона. Чтобы нормально работать, ему нужно было встраиваться в действующие структуры, которые опутывали всю область. Так или иначе он был завязан на местные элиты и акима района или области.

Сейчас же Nur Otan показал, что стать местным начальником можно при наличии партбилета — аппаратная машина не оставляет шансов другим партиям. Замена 35 процентов наличного состава также продемонстрировала, что индустрия по производству акимов — это партия, правильная партия. Будешь в обойме — будешь на посту, а нет — так заменят на другого. Это не «кардинальное изменение сферы самоуправления», как вещает Едилов. Это проверка возможности переноса центра реального принятия решения из акиматов в филиалы партии.

Пока, конечно, областной филиал партии не дотягивает даже близко до уровня влияния обкома в советское время. Но выборы показали, что движение в этом направлении — обратно в 1991 — возможно. Это отработанная годами и привычная многим политикам схема. Она знакома и Елбасы, и Токаеву, и главе администрации президента Ерлану Кошанову, и десяткам других руководителей. Да и Имангали Нургалиевич, уважаемый, наверное, ухохатывается, когда читает про «модернизацию» и «реформы». Его тоже учили еще по этим методичкам.

Но по факту в региональной политике «серая» революция не меняет почти ничего — с учетом того, что руководителем партийной организации в области является областной аким, сельские ребята даже при наличии нового механизма будут решать примерно ничего. Доступа до бюджетов у них нет, а значит, нет возможности влиять на ситуацию. В сущности, создана большая и красивая пиар-картинка имени Абаева-Карина. В этих условиях даже Сенат не особо нужен, фактических изменений реформа принесла ровно ноль.

В общем, все как обычно — народ проголосовал, а реальные изменения сейчас планируются в Турции, где отдыхает подавляющая часть людей, принимающих решения.